В чем главные отличия между керамикой, фарфором и фаянсом? Что практичнее? Свойства и особенности посуды из фаянса Фаянсовые и фарфоровые изделия





Гончарное искусство – одно из самых древних ремесел на Земле. С момента зарождения и по сей день изделия из глины используются повседневно практически повсюду: в быту, технике, строительстве, на транспорте и многих других сферах жизни. С развитием прогресса ассортимент товаров и материал их изготовления существенно расширился. Фарфор, фаянс, майолика… Несведущему человеку легко запутаться. Как же отличить их друг от друга и что выбрать?

Чем отличается керамика от фарфора и фаянса

Ответить на вопрос об отличии фаянса от фарфора или керамики нам поможет короткий экскурс в историю появления этих материалов и их изготовления.

Немного истории

Если говорить простым языком, то керамика - это обожженная глина. Первые керамические предметы научились делать еще в глубокой древности, задолго до наступления нашей эры. Так, первые изделия из обожженной глины относят к 29-25 тысячелетиям до нашей эры. С развитием этого направления в глину стали добавлять разнообразные неорганические вещества и минеральные добавки. Но лишь в начале нашей эры изобрели более совершенные материалы - фаянс и фарфор. Они являются разновидностью керамики и отличаются друг от друга составом, условиями производства и характеристиками.

Керамические изделия получают путем просеивания и смешивания глины с минеральными добавками и неорганическими соединениями, после чего обжигают при очень высоких температурах (до 1500 градусов Цельсия). В зависимости от количества добавок и температуры обжига различают тонкую и грубую керамики. У тонкой керамики черепок мелкозернистый или стекловидный, а у грубой - крупнозернистый. К числу первой относят фарфор, майолику, фаянс и другие виды, причем самыми популярными и дорогими из них считаются фаянс и фарфор. Грубая керамика - материалы, получаемые в процессе гончарного производства.

Фаянс и фарфор имеют схожее производство. Их изготавливают из одинаковых материалов, но взятых в разных пропорциях и обожженных в неодинаковых условиях. На первом этапе готовят и обрабатывают сырье, просеивают и фильтруют его. После этого масса выдерживается в прохладном помещении и повторно обрабатывается. На последующих этапах изделия формируют, сушат, обжигают в особых печах и украшают при помощи специальных красок и рельефного декора.


Фаянс - это материал, в составе которого примесей больше, чем глины, а температура обжига составляет 1000–1300 градусов. Он применяется чаще всего для бытовых целей (например, у каждого в доме есть фаянсовая посуда). Фарфор содержит большее процентное соотношение глины и обжигается 2 раза - до нанесения глазури и после. При этом второй раз обжиг происходит при температуре около 1500 градусов. Используется он помимо бытовых в декоративных и научно-исследовательских целях (например, в лабораториях).


Отличить фарфор или фаянс от керамики труда не составит. Фарфоровая и фаянсовая посуда выглядит тонко, изящно и красиво, а керамика кажется более грубой и менее искусной. Куда труднее отличить фарфор от фаянса. Назовем основные отличия:

  • фарфор, даже покрытый глазурью, просвечивает в солнечных лучах, в то время как фаянс плотен и свет не пропускает;
  • на нижней части фарфоровой статуэтки или чашки обязательно есть шероховатости вследствие того, что донышко не покрывают глазурью, тогда как поверхность фаянса полностью гладкая и не имеет неровностей;
  • если слегка ударить по изделию из фарфора, оно издает длинный высокий звук наподобие хрустального звона, фаянс же издает резкий треск, похожий на звук разбитого стекла или глухой звук;
  • фаянс имеет низкие теплопроводные свойства, поэтому ручка фаянсовой чашки с горячим чаем всегда будет оставаться холодной, в то время как фарфоровая емкость нагреется;
  • несмотря на то, что фарфор не имеет пор, он намного легче фаянса.

Изделия из фарфора, фаянса и керамики

Керамика оказалась столь практичным материалом, что предметы из разных ее видов весьма обширны. Рассмотрим основные их группы из области декоративно-прикладного искусства.

За изделиями из фарфора скрывается многовековая история от героического изобретения рецептуры до открытия тончайших форм и чистейших красок для росписи. Благодаря труду талантливых мастеров со всего мира на свет родилась в первую очередь поражающая красотой и многообразием фарфоровая посуда. Это роскошные для царского стола, изысканные и , завораживающие тонкостью рисунка , и многое другое.


Вторая группа изделий из фарфора представлена предметами интерьера. Это разнообразные , вазоны, люстры, иконостасы и прочее. Это статуэтки и фарфоровые пласты.


Пользовались успехом во все времена, ведь фарфористам в этом направлении удалось достичь небывалого мастерства. Разглядывая статуэтки, мы вместе с авторами переживаем бодрость молочника, начинающего новый день, радость резвящихся животных, любуемся красотой фарфоровых принцесс или размышляем о жизни при виде жанровых сцен.


Представляют собой живописные картины, панно или вставки, которые никогда не выцветают и не растрескиваются. Яркие и искусно выполненные фарфоровые картины увековечат событие или станут дорогим подарком ценителю живописи.


Третья группа - это предметы быта. Это чернильницы, пресс-папки для бумаг, ножи для разрезания и другие , которые не только украсят помещение, но и принесут пользу в быту.


Изделия из фаянса также весьма разнообразны. Это и многочисленная фаянсовая посуда, и изящные статуэтки, и предметы для быта. Стоят они меньше, чем изделия из фарфора, но и прослужат много меньше фарфоровых собратьев. В уходе фаянс более привередлив (подробнее о свойствах фаянса далее).


Из керамики также делают вазы, кувшины, чайные пары, сахарницы и прочую посуду. Изделия из керамики более толстые и грубые и лучше всего подходят для изготовления крупной посуды или предметов быта.


Больше керамики, хорошей и разной!

Существует еще немало разновидностей керамики. Фаянс высшего сорта с наименьшим количеством примесей - это опак. Он белее традиционного фаянса и более прочен. Широко известно во всем мире искусство майолики - шикарной росписи на декоративных изделиях и отделочной плитке. Для лучшего распределения краски на поверхности используется высокопористая глина, обжигаемая при низких температурах, на которую наносится непрозрачная эмаль. Эта глина используется в качестве сырья и сама по себе не представляет ценности.


В отдельные виды керамики можно выделить так называемые твердый и мягкий фарфор. Твердый фарфор содержит больше каолина, иногда в него добавляется зола коровьих костей. Мягкий фарфор в действительности является таковым и более подвержен механическим повреждениям.

В целом же по сложности технологического процесса и стоимости виды керамики можно расположить в следующем порядке (от дешевых к дорогим): майолика - фаянс - опак - фарфор.

Фаянс или фарфор - что лучше купить

При выборе посуды неизменно возникает вопрос, отдать ли предпочтению фарфору или фаянсу. Ответить на него помогут характеристики этих материалов.

Преимущества фарфора таковы:

  • имеет превосходное качество, включая безупречную глазурованную поверхность;
  • устойчив к перепадам температур;
  • отличается утонченностью, разнообразием форм и великолепием декора;
  • выдерживает мытье в посудомоечной машине;
  • устойчив к агрессивным моющим средствам;
  • экологичен;
  • имеет низкую влагопоглощаемость (менее 0,2%);
  • срок службы регулярно используемых изделий превышает 50 лет.


Фаянс обладает такими характеристиками:

  • имеет хорошее качество;
  • из-за перепадов температур в нем могут появиться микротрещины, при попадании в них окрашивающих веществ (кофе, чая) остаются несмываемые следы;
  • изделия многообразны, изящны и красивы, но не отличаются такой белизной и тонкостью стенок, как у фарфора;
  • покрытие фаянса может пострадать от мытья в горячей воде и в посудомоечной машине;
  • имеет относительно невысокую влагопоглощаемость на уровне 9-12% (намного больше, чем у фарфора, что означает и больший риск появления трещин и сколов);
  • срок службы регулярно используемых изделий составляет около 20-25 лет;
  • стоит намного дешевле фарфора.


Как мы видим, фарфор превосходит фаянс по многим свойствам. Фарфоровая посуда более долговечна, практична и изящна, но и стоит она дороже. Однако последнее не относится к раритетным изделиям. Антикварный фаянс может стоить больше или наравне со старинным фарфором. Здесь многое зависит от редкости, возраста предмета, известности его автора и других моментов.

Приобрести антикварный фарфор, фаянс или керамику можно в нашей галерее. Мы собрали для вас коллекцию лучших заводов и мастеров прошлых веков. Фарфор знаменитой или , редкие изделия и многих других фарфоровых предприятий представлены в нашем каталоге. Для заказа перейдите на страницу понравившегося товара и ознакомьтесь с условиями продажи.

– родные братья, но не близнецы. Старший брат силен и крепок – младший тонок и тверд. Фаянс обилен телом и грубоват внешностью – фарфор деликатен обликом и славен утонченной красотой. Один из братьев темноват по натуре, зато любит украситься цветисто и ярко. Другой – сияет светом и предпочитает пастельные тона окраски. При этом оба не чураются золота – и славы!

Фаянс и фарфор – благородная керамика

Следствием длительного, растянувшегося на многие века подбора материалов стало выявление оптимальных ингредиентов для изготовления высококачественных керамических изделий. И фаянс, и фарфор производятся большей частью из белой глины, кварцевого песка и . Изделия из фарфора и фаянса чаще всего покрыты стекловидной глазурью.

На этом сходство исчерпывается.

Различия фарфора и фаянса

Визуально отличить фаянс от фарфора не всегда просто, однако есть одно непреложное правило: хороший фарфор просвечивается, фаянс – даже самый дорогой – нет!

Неокрашенные участки фарфора и фаянса различаются не только по светопроводимости, но и по цвету. Фарфор всегда белее фаянса! Разница обуславливается рецептурой: в составе фаянса больше глины, темнеющей при спекании. Впрочем, существуют отдельные сорта фаянса, белизна которого может посоперничать с белизной фарфора за счет добавок и .

Посудные изделия из фаянса обычно толще фарфоровых аналогов. В первую очередь потому, что прочность фаянса ниже прочности фарфора. Относительная хрупкость фаянса объясняется меньшей «пропеченностью» его черепка. Многочисленные поры, пронизывающие фаянсовую толщу и составляющие до 12% объема керамики, снижают устойчивость предмета к механическим нагрузкам.

Пористость способствует намоканию керамической массы. Чтобы надежно изолировать фаянс от влаги, глазурь на поверхности изделия выполняется слоем большей, чем у фарфора, толщины. Утолщенная глазурь сглаживает рельефы – вот почему фаянсовая посуда проста по форме.

Фаянс и фарфор в истории человечества

Фаянс гораздо старше фарфора. Собственно фарфор можно рассматривать как наиболее совершенную разновидность фаянса: исходные компоненты у этих керамических материалов одинаковы, разнятся лишь пропорции.
Появление фаянса стало логическим итогом совершенствования примитивной керамики. Первоначально глиняные изделия обжигались в костре или просушивались на солнцепеке. Впоследствии были изобретены глазури, упрочнившие и украсившие бытовые изделия.


Керамика, приготовляемая из светлой глины и покрытая слоем глазури, стала именоваться фаянсом в честь города Фаэнцы (провинция Эмилия-Романья, Италия). Мануфактуры Фаэнцы прославились в еще эпоху Возрождения – однако подобные современному фаянсу материалы производились давно и повсеместно, начиная с Древнего Египта и Древнего Китая, и заканчивая самыми отдаленными регионами распространения цивилизации.

Изобретение фарфора, связанное с открытием и освоением залежей , подстегнуло рост качества фаянса. Можно с уверенностью утверждать: современный фаянс родился в попытках раскрыть секрет фарфоровой рецептуры. Вот такой причинно-следственный парадокс...

Художественные различия фарфора и фаянса

Философия учит: форма и содержание взаимосвязаны. Даже малозначительные – с точки зрения обывателя – вариации рецептуры благородной керамики кардинально меняют дизайн изделий сходного назначения.

Фарфоровая посуда богаче фаянсовой рельефными деталями? Значит, ей не требуется обильное расцвечивание. Зато плавные обводы массивного фаянса – словно загрунтованный холст для живописца! Роспись по фаянсу давно уже стала отдельной разновидностью изобразительного искусства. Правда, золотые детали художественного декора – штрихи, орнаментальные полосы и сплошные канты – смотрятся на фарфоре и фаянсе одинаково выигрышно.

Фаянс или фарфор: что лучше в быту?

Тонкая фарфоровая чашка украсит чайный стол и поможет создать атмосферу торжества. Толстостенная фаянсовая кружка позволит сохранить чай горячим и даст возможность ощутить уют родного дома.

Фарфор дорог и потому пригоден для изготовления авторских украшений и парадных сервизов. Фаянс дешев в производстве и потому используется гораздо шире фарфора.


При этом фарфор не боится нагревания и резких скачков температуры. У фаянса подобные испытания могут вызывать растрескивание глазури с последующим проникновением влаги в черепок. Крепкий кофе, налитый в фаянсовую чашку с микроскопическими трещинами в глазури, оставит после себя несмываемые следы...

Фаянс – не фарфор

Уверенно различать фаянс и фарфор полезно еще и потому, что обе разновидности благородной керамики являются объектами коллекционирования.

Физические свойства:

  • фарфор белее, фаянс темнее;
  • фарфор звонче, фаянс глуше;
  • фарфор просвечивает, фаянс светонепроницаем;
  • фарфор прочен, фаянс хрупок.
Технологические параметры:
  • фарфор плотен, фаянс порист;
  • сплавлен в монолитную массу, в структуре фаянса наблюдается спеченные зерна;
  • фарфор покрыт тонкой глазурью, глазурь фаянса толще и не всегда равномерна;
  • фарфор посудных изделий имеет неглазурованный ободок на донце. Фаянсовая посуда чаще всего покрыта глазурью всплошную.
Художественные особенности:
  • фарфоровые статуэтки красивы проработанными деталями и поражают тонкостью пластики. Фаянсовые предметы менее затейливы по форме;
  • цветовая гамма фаянсовых изделий богата красками благодаря росписи поверх глазури. Художественный фарфор обычно не столь цветист;
  • фарфор не стареет. Фаянсовые изделия с годами покрываются сеткой мелких трещин (кракелюр) – что нисколько не влияет на ценность антикварного фаянса.
Ценовые качества:
  • фарфор серийного производства дороже массового фаянса;
  • фарфоровый антиквариат не обязательно дороже раритетного фаянса.

Вместо заключения

Четкой границы между фаянсом и фарфором провести невозможно. Материаловедение именует оба вида «керамикой», а особенности производства некоторых видов фаянса настолько приближают материал к фарфору, что визуальные различия становятся трудноопределимыми.

И фарфор, и фаянс начинают свой путь из-под земли. Основным их компонентом является глина. И тот, и другой материал считаются разновидностью керамики, причем каждый из которых делается по своей технологии, имея свои отличительные характеристики. Поэтому часто можно услышать вопрос: — Что такое фаянс и чем он отличается от фарфора?

Разновидность керамики – фаянс уже по одному своему названию дает подсказку о месте своего происхождения. Это Италия, городок Фаэнца, где в XVI веке начали изготавливать предметы из фаянса.

Хотя археологические данные дают другую информацию. При раскопках первые фаянсовые черепки посуды были обнаружены в Китае и Древнем Египте, внешний вид которых указывал на то, что этот керамический материал появился в IV-V веках. Затем осколки фаянсовых предметов находили в Японии, Корее и Иране.

Россия

В России впервые стали изготавливать майолику (разновидность керамики), напоминающую фаянс, в XVII веке. Затем в XVIII веке гжельские и начали успешно делать фаянсовую посуду массового спроса.

Конаковский фаянс в России известен многим. Начало этому делу положил промышленник , выкупив фарфоровый завод в Конаково в 1870 году. Воплощая свою главную идею, которая заключалась в доступности керамических изделий всем слоям населения, он наладил выпуск посуды из фаянса, причем достаточно успешно. Фаянсовые предметы пользовались большим спросом у населения и массово выкупались. В то время они были всегда колоритно-яркими, к тому же дешевыми.

Ростовская область так же славилась изготовлением самобытной керамики. Сюда можно отнести семикаракорский фаянс. Этот промысел берет свое начало из вековых традиций гончарного ремесла станицы казаков — Семикаракорской.

Отличительной чертой семикаракорского фаянса является роспись, выполненная в виде букетно-растительного орнамента, в котором всегда присутствует крупный, центральный цветок. Сюжетные композиции из жизни казачьего Дона на этих изделиях индивидуальны и выразительны.

Белоснежный, расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами тоже известен и любим многими. Семикаракорский, художественный промысел работает и по сей день, радуя любителей своими произведениями на этом виде материала.

Фаянс, что это такое?

Сам состав фаянсового материала имеет те же компоненты, что и , только в другом соотношении. Эта базовая смесь состоит из каолина (белая, огнеупорная глина), кварца и полевого шпата. Разнообразный состав, в совокупности с другими элементами, делится на четыре типа фаянса:

  • твердый;
  • мягкий;
  • полевошпатный;
  • известковый тип.

Посуда из фаянса со временем впитывает влагу и даже становится чуть больше своего первоначального объема (хотя на глаз это сложно увидеть). Это проводит к появлению мелких микротрещин на поверхности всей глазури в виде тонкой сетки-паутинки. Такая особенность негативно сказывается на сроке службы предмета, так как его поверхность разрушается, образовывая большие трещины и сколы. По этой же причине могут начать «протекать» фаянсовые вазы или оставлять «мокрый» след кружки и чашки.

Пористость материала так же отрицательно отражается на эксплуатационных качествах изделий. Фаянсовую посуду не рекомендуют мыть в посудомоечной машине, ставить в микроволновую печь и подвергать сильным термошокам. Фаянс не выдерживает высоких температур и начинает разрушаться.

За что тогда так любят фаянсовую посуду? За яркость красок,«надежность» форм и дешевизну. Низкие температуры обжига фаянсовых изделий позволяют использовать более широкую палитру цвета при росписи. Часто предметы имеют яркую, сочную гамму в рисунках, что, безусловно, не может не нравиться. Хотя в настоящее время встречается много белого фаянса.

Еще фаянсовая посуда отличается массивностью и плавностью форм. Своей «статью» добротные супницы и увесистые селедочницы с салатниками выглядят более надежно, нежели тонкостенный фарфор. И эта особенность не бывает не замечена практичными хозяйками.

Стоит отметить, что производство фаянсовой посуды всегда обходится дешевле, нежели фарфоровой, при этом сохраняются все экологические свойства материала. Поэтому посуда из фаянса являлась и является продукцией массового спроса и значения.

Путь изготовления

Фаянсовая смесь в своем составе всегда содержит большое количество глины. Сам раствор изготавливается путем тщательного перемешивания ингредиентов с водой до получения однородной массы (шликера).

Изделия делаются методом заливки или формования — зависит от формы предмета. Процесс заливки выглядит следующим образом: Шликер (фаянсовая смесь) заливается в специальные гипсовые формы, внутренняя часть которых имеет слепок изделия. Залитая смесь отстаивается в этих формах, примерно, сутки. Затем слепок, который может состоять из нескольких частей, снимается и появляется готовое изделие. Оно пока хрупкое и всегда больше по размеру оригинала.

Метод формования происходит по-другому. Из смеси нарезают нужного размера заготовки. Затем эти части кладут в специальные формы и начинают быстро вращать в автоматическом режиме. Вся фаянсовая смесь в процессе вращения равномерно распределяется по внутренним стенкам формы. Таким образом на свет «появляется» планируемое изделие. Этим способом обычно изготавливаются объемные предметы: супницы, чашки, миски, вазы и прочее.

Все изделия обязательно проходят ручную доработку. Предметам выравнивают края, мокрыми губками затирают все стыки от заливки и формования, создавая идеально ровную поверхность.

Затем керамические изделия ставят в специальные стеллажи и закатывают в сушильную камеру, примерно, на сутки. При температуре 50 градусов вся лишняя влага из фаянсовой массы уходит. Подсохший материал приобретает белый цвет и становится меньше в объеме (правда, совсем немного).

Следующий этап – обжиг при температуре не выше 1200 градусов. Затем роспись — ручная или методом печати (деколь). После декорирования фаянсовые предметы полностью окунают в белую глазурь и снова помещают в печь для обжига при температуре не выше 1000 градусов.

После печи глазурь становится прозрачной и блестящей, что придает фаянсовой посуде дополнительную прочность и надежность. Краски после высокой температуры меняют свой цвет, становясь более яркими и сочными.

Фарфор и фаянс — отличия

Основные отличия фаянса от фарфора видны и слышны. Зная их, можно безошибочно определять при покупке, какая посуда перед нами — фаянсовая или .

Первое важное свойство фаянса — «свое» звучание. При постукивании деревянной палочкой фаянсовый предмет издает глухой звук. Фарфоровое же изделие всегда «ответит» мелодичным звоном.

Второе — массивность форм и нечеткость рельефов, к тому же фаянсовая посуда всегда толстостенна. Все рельефы на поверхности имеют плавные линии без мелких, четких деталей. На просвет предметы непроницаемы, через их стенки невозможно увидеть свет.

Третье свойство — цвет фаянса никогда не бывает белым. Всегда можно наблюдать кремовые оттенки и даже небольшие вкрапления в структуре материала на изломе.

И если совсем коротко, то фаянсовые изделия имеют глухой звук, светло-кремовый цвет, массивность.

Основное

Подведем итоги: Что такое фаянс? Это вид керамики, в состав которой входит большое содержание белой глины. Фаянсовые изделия считаются экологически безопасными и часто имеют яркую роспись в декоре. При постукивании издают глухой звук и отличаются своей толстостенной массивностью. Фаянсовые изделия не выносят больших перепадов температуры и срок их «жизни» бывает меньше, по сравнению с фарфоровыми предметами. Причина – пористый материал, способный впитывать влагу.

И фарфор, и фаянс являются разновидностями керамики. Они различаются составом, техникой изготовления и стоимостью, а вот по внешним признакам материалы схожи. Фарфоровые изделия являются более изысканными и дорогими. Поэтому их начали подделывать, заменяя материал на более доступный фаянс. В данной статье мы узнаем, как узнать подделку. И рассмотрим, как отличить фарфор от фаянса и керамики.

Фарфоровая посуда

Характеристика материалов

Керамика — древний материал, который получают путем спекания глины с минеральными добавками и органическими соединениями. Он считается одним из первых материалов, который человек создал самостоятельно. Керамику используют для изготовления посуды, в строительстве, машино- и приборостроении, в медицине и науке.

Фарфор и фаянс являются более сложными видами керамики. Первый вид представляет тонкий материал, который получают при обжигании специальной смеси в условиях высокой температуры. В результате он получается водонепроницаемым, тонким и даже прозрачным.

Фаянс представляет плотный мелкопористый материал, чаще белого цвета. Он схож по составу с фарфором, но имеет немного другое соотношение глиняной смеси и добавок. Здесь больше глины. Кроме того, при изготовлении фаянса применяют более низкую температуру обжига. Давайте подробнее рассмотрим технологию изготовления этих керамических материалов. Это поможет определить различия между объектами.

Изготовление фаянса

При изготовлении фаянса используют свыше 80% глины, также добавляют силикат, кварц и небольшой объем белой глины. В результате материал получается хрупким с мелкими порами и шершавой поверхностью. Кроме того, он поглощает воду. Чтобы убрать дефекты, изделия покрывают глазурью. Предметы становятся матовыми, непрозрачными и тяжелыми.

При необходимости фаянс окрашивают в другие оттенки и цвета. Он используется для изготовления плитки, фигурок и декоративных изделий, посуды и сантехники. В отличие от фарфора, этот материал непрозрачный и тяжелый, неустойчивый к влаге без обратки глазурью, менее прочный, надежный и долговечный.

Изготовление фарфора

При изготовлении фарфора, кроме белой и пластичной глины, применяют кварц, силикат и минеральные примеси. После термической обработки получается тонкий, легкий, непористый и прочный материал, устойчивый к высоким температурам, воде и переработкам.

Сегодня изготавливают два вида фарфора в зависимости от состава и пропорции смеси. В результате получается мягкий и твердый тип. Первый вариант очень нежный, тонкий и чувствительный к перепадам температур. Мягкий фарфор подходит для изготовления эстетичных изделий. Например, статуэток, фигурок, украшений и пр..

Посуда изготавливается только из твердого фарфора, так как это плотный и более устойчивый материал, который переносит механические воздействия. Твердый вид отличают легкий вес, прозрачность и гладкая поверхность. Он не только подходит для изготовления декоративных изделий и посуды, но и применяется в сантехнике. Давайте узнаем, как отличить фарфор от подделки.

Шесть способов, отличить фарфор от фаянса и керамики

  1. Фарфор представляет плотный, белый на изломе, твердый и звенящий, как стекло, материал. Как различить хрусталь и стекло, смотрите ;
  2. Слегка ударьте деревянной палочкой по фарфоровой вещи, и вы услышите высокий, продолжительный и чистый звук. У фаянсового изделия звук глухой, короткий и низкий;
  3. Любые изделия с глазурью или покраской — фаянс. Такие изделия имеют яркую окраску и покрытие, которое наносят, чтобы устранить пористость, влагопроницаемость и другие недостатки материала;
  4. Фарфор, в отличие от других керамических изделий, на протяжении всего срока службы выглядит привлекательно, не теряет первоначальные внешние свойства и не подвергается растрескиванию. Фаянс и дешевая керамика со временем покрываются микротрещинами;
  5. Фарфор — более дорогой материал с легким весом, устойчивостью к механическим воздействиям и продолжительным сроком службы;
  6. Фаянс — более доступный, дешевый и практичный материал. Но он менее гигиеничный, так как поглощает влагу. Фаянсовые изделия плохо переносят резкие перепады температур.

Что выбрать: фарфор или фаянс

Наиболее распространенными керамическими изделиями, которые применяют в быту, являются посуда и сантехника. Унитаз и раковины из фаянса или фарфора выглядят практически одинаково. На каждое изделие, в независимости от типа материала, наносят специальное покрытие. Под нанесенным блеском трудно различить вид.


Унитаз из фаянса

Фарфоровая сантехника более прочная и гигиеничная. Материал меньше впитывает грязь и запахи, не поглощает влагу. Но стоит фарфоровый унитаз или раковина гораздо дороже, чем фаянсовый. При покупке сантехники обязательно проверяйте сертификат изготовителя.

В качестве посуды для ежедневного использования эксперты советуют выбирать недорогой и доступный качественный фаянс. Он более практичен и рационален в повседневном быту. Кроме того, если тарелка или чашка разобьется, это не станет большой трагедией. Сегодня вы найдете широкий выбор яркой и красочной посуды разных цветов.

Вы можете повысить прочность фаянсовой посуды. Для этого поместите изделия в большую глубокую емкость и залейте холодной водой без извести. Затем подогрейте воду на маленьком огне и доведите до кипения. Оставьте кипеть на 15 минут, после чего остудите. Повторяйте процедуру раз в год, и посуда станет прочнее.

Для праздника или торжества можно запастись настоящим фарфоровым сервизом. Такую посуду характеризуют изысканность и роскошь, эстетичность и аристократичность. Она украсит каждый стол, сделает праздник изящным и богатым. А чтобы изделия прослужили долго, важно соблюдать правила ухода.

Как ухаживать за фарфоровой и фаянсовой посудой

Помните, что фаянс плохо переносит сильный нагрев и перепады температур. Поэтому при мытье таких изделий используйте теплую воду, а при ополаскивании прохладную. При горячей воде глазурь потрескается, краска облупится, и на изделиях появятся трещины.

Несмотря на то, что фарфор со временем не теряет привлекательность и не трескается, при неправильном уходе и хранении он может потемнеть. Чтобы отбелить фарфоровую посуду протрите поверхность смесью воды с содой, уксуса с солью либо лимонной кислотой. Кстати, эти средства прекрасно подойдут, чтобы почистить унитаз или раковину.

Изделия из фарфора мойте теплой или прохладной водой и мыльным раствором. Не используйте абразивные и агрессивные составы, порошки и средства с хлором, грубые и жесткие щетки или губки, иначе они поцарапают материал. Пятна с посуды можно удалить при помощи теплой воды и нашатырного спирта.

Не оставляйте фарфор в воде надолго. После мытья вытрите посуду насухо, не оставляйте предметы сохнуть естественным способом. При продолжительном хранении уберите изделия в коробку или ящик. Каждый предмет заверните в белую бумагу, которая подходит по размеру. Не ставьте на коробку тяжелые вещи!

Фарфоровую посуду нельзя ставить в микроволновую печь! А вот керамические и фаянсовые изделия, покрытые глазурью, можно. При этом изделия должны быть без трещин и сколов. Что касается посудомоечной машины, и фарфор, и фаянс можно мыть при деликатном режиме. Однако эксперты советуют мыть фарфоровую посуду вручную.

Термин фаянс происходит от своего рода ярко окрашенной глазурованной глины, которую впоследствии спекают при высоких температурах. Изобретен он был во времена Ренессанса во Франции и Италии. Происходит оно от слова «Фаэнц», города в Италии, где преобладали фабрики, изготавливающие данную глиняную посуду под названием «майолика». Хотя первые экспонаты с похожим составом использовали еще в 5 тысячелетии до нашей эры, в регионах Месопотамии.

На территории России данное открытие появилось в XVII веке и быстро завоевало рынок. Фабрики использовали всевозможные украшения из глазури, эмалевых красок, чтобы придать готовым изделиям красивый вид. Многим известны наборы с изображением сине-золотых рисунков, которые наносили рукодельницы (позже это делали специальные машинки для росписи). В замках и дворцах находились наборы, которые насчитывали около 100 предметов в одном.

Из чего изготавливают фаянс

Стоит отметить, что состав, который использовали для изготовления раньше, значительно отличается от сегодняшних экземпляров. Если сейчас для производства использую каолин (глина), кварц и шпат, то в давние времена сырье делали из кварцевой гальки с добавлением извести, соды, медной руды.

Фаянс и фарфор – это разновидности керамики, они очень похожи по внешнему виду, неопытные покупатели не смогут отличить их с первого взгляда. Главной чертой фарфора считается равномерная структура, без пористости, с идеальным белым цветом. Данный материал полностью водонепроницаемый. Строение майолики белее неравномерное. Если посмотреть через такой предмет на свет, он не будет просвечивать, как в случае с фарфором. При легком ударе слышится тихий, приглушенный звук.

Существуют такие виды фаянса:

1. Глиноземный: в составе присутствует только глина и кварц.

2. Известковый: состоит из глины, мела. Данный вид обжигают очень бережно, при низких температурах.

3. Шамотный: изготавливают из глины и шамота (огнеупорная глина), она на протяжении многих лет хранит свои свойства, долго не теряет красивый внешний вид.

4. Полешпатовый: делают из полевого шпата и глины, данный вид наиболее востребованный и распространенный. Обжиг происходит при высоких температурах, изделия получаются более плотными и надежными.

Преимущества керамической фаянсовой посуды

  • предметы из фаянса имеют доступную цену;
  • благодаря покрытию из глазури – наносятся различные рисунки, существуют замечательные дизайны на любой вкус;
  • из данного материала делают практически всю посуду: тарелки, чашки, ложки, кувшины, чайнички и даже статуэтки;
  • верхнее покрытие защищает посуду от воды, способствует легкому мытью и очищению, так же препятствует разрушению структуры предметов от воздействия абразивов и моющих средств;
  • такой материал как фаянс отлично сохраняет тепло, горячие блюда в нем долго не будут остывать;

Уход и хранение столовой фаянсовой посуды

Выбирать фаянсовую посуду и другие изделия из фаянса, особенно если это касается антиквариата, нужно в магазинах. Во-первых, Вам предоставят сертификаты подлинности товаров. Во вторых, неизвестно где хранились данные предметы, из-за этого они могут потерять свой внешний вид или, даже, быть опасными для здоровья.