Самодельная борона на мотоблок своими руками. Самодельные зубовые, роторные и дисковые бороны для мотоблока — делаем своими руками по чертежам и видео Схема бороны к мотоблоку

Борона для мотоблока – навесное оборудование, предназначенное для измельчения пласта земли после вспашки или одновременно со вспашкой. Она может применяться при заделке семян во время посева или при выравнивании поверхности участка после грубой обработки – например, после выкапывания картошки.

Применяется такое оборудование не так часто – большинство мотоблоков относятся к культиваторному типу, и после такой обработки обычно не требуется боронование. Однако крупные мотоболки зачастую требуют наличия бороны, особенно после вспашки целинных участков, залежей или после сидератов. Боронование позволяет ускорить высыхание и прогрев поверхностного слоя земли, активирует поглощение полезных веществ из почвы и улучшает усвояемость органических и минеральных удобрений.

Виды борон

Бороны подразделяются на следующие разновидности:

  1. Зубовая
  2. Дисковая
  3. Роторная

Зубовая борона

Зубовая борона – самая древняя из известных человеку. Представляет собой несколько рядов зубьев, которые проходят по почве при обработке, разрыхляя и разравнивая ее. Отличаются количеством зубьев – для мотоблока чаще всего применяют широкую, у которой зубья расположены в три-четыре ряда и часто.

Наиболее рационально применять ее с мотоблоками тягового типа, например, Нева или МТЗ. Эти мотоблоки способны развивать значительное продольное усилие и имеют повышенное сцепление с почвой, необходимое для работы.

Подвидом зубчатой бороны является пружинная, которая достаточно часто применяется при обработке сельскохозяйственной делянки трактором. При работе мотоблоком пружины вместо зубьев позволят сократить их количество и уменьшить габариты, также они редко ломаются.

Дисковая борона

Является активной бороной. Это орудие лучше применять с мотоблоками культиваторного типа – на тяговых придется конструировать вал отбора мощности. Обработка почвы производится при помощи прорезывания ее вращающимися дисками.

Диски могут иметь прямую форму, быть развернутыми под разным углом по отношению к оси вращения, или иметь чашечную форму. Чашечные сложнее в изготовлении, но позволяют оборачивать пласт – тем самым берут на себя часть функций по вспашке. Такие диски отлично подойдут для заделки сидератов или неглубокой ранней вспашке до всхода сорняков при раннем посеве картофеля или зерновых.

Край дисков обычно делают неровной формы для того, чтобы они легче разрезали почву при вспашке, испытывали меньшее сопротивление при вращении внутри пласта.

Роторная борона

Такая борона чем-то напоминает и культиватор, и дисковую борону. И в ней, и в культиваторе имеются вращающиеся зубчатые части, врезающиеся в землю и переворачивающие небольшие ее части. От культиватора она отличается малой глубиной обработки и большим количеством рабочих зубьев. В отличие от дисковой, диски ротационной бороны расположены всегда под прямым углом к оси вращения.

Зубья активного ротора имеют особый изгиб, зависящий от радиуса самого диска и коэффициента сцепления с почвой колес мотоблока – чем больше скольжение, тем сильнее должен быть изогнут зуб. При работе они протыкают почву под прямым углом, тем самым обеспечивая ее аэрацию. При выходе такой зуб слегка поддевает почву, вырывая мелкие сорняки, не успевшие глубоко пустить корни.

Работа активной ротационной бороной возможна даже после появления всходов растений – она не травмирует крупные растения и практически не повреждает их. Ее использование позволяет экономить на минеральных и органических удобрениях – за счет аэрации вещества активно усваиваются из воздуха. Это также способствует росту корневой системы.

Самодельная зубовая борона для мотоблока

Она проще всего в изготовлении своими руками. Для этого достаточно будет иметь материалы, болгарку и сварочный инвертор. Позволяет выполнять допосадочное рыхление почвы и заделку мелкого посевного материала. Она не является активной бороной и подойдет для работы с мотоблоком тягового типа.

Конструкция

Чертеж бороны для мотоблока

Борона представляет собой решетку, к которой жестко привариваются или крепятся болтами зубья. В передней части имеет прицепное приспособление – обычно это , которая вставляется в трубу фаркопа мотоблока и затем фиксируется при помощи пальца. Между ней и сцепкой необходимо вваривать цепь – без этого работа будет очень тяжелой для пахаря.

Решетка должна быть достаточно прочной. Ее можно сделать из квадратных или водопроводных труб и уголков. Толщина металла должна быть не меньше 3-4 мм, иначе зубья, приваренные к тонкостенной трубе, будут вырываться во время работы вместе с металлом трубы.

Конструкция решетки может быть в виде клетки, состоящей из продольных и поперечных элементов. Но лучше подойдет решетка, в которой «прутья» приварены под углом 45 градусов к направлению движения мотоблока – такая решетка будет меньше подвергаться изгибающим нагрузкам.

Размер ячейки подбирают сообразно расположению зубьев. Лучше всего заранее прикинуть, как у вас будут располагаться зубья, и зарисовать это в чертеже, и потом поверх них начертить решетку, к которой они крепятся. Размер самой рамы должен быть таким, чтобы она не мешала управлять мотоблоком и идти за ним.

Рама бороны не должна выходить за пределы ручек мотоблока.

При этом надо учитывать габариты сцепки. Слишком широкую решетку делать не нужно – больше 1 метра мотоблок просто не потянет.

Зубья лучше всего делать из рифленой арматурной стали диаметром от 10 до 18 мм. Длина каждого зуба – от 10 до 20 см. Высота сцепки мотоблока на высоту зуба не влияет – борона крепится при помощи цепи. Чем длиннее зуб – тем толще он должен быть. Зубья желательно заточить перед установкой и обязательно закалить, т.к. некаленые зубья при работе погнутся. На легких почвах вы можете пользоваться бороной с незаточенными зубьями.

Частота расположения их должна быть не меньше, чем через каждые 10 см – если делать реже, боронование будет неэффективным. Допускается ставить зубья с небольшим смещением через ряд, чтобы их можно было удобно приварить и они обеспечивали требуемую интенсивность обработки. В то же время нужно рассчитывать, чтобы их сопротивление было направлено симметрично оси тяги, иначе мотоблок будет «вилять» и боронить им будет невозможно.

Сборка

Сборка осуществляется после предварительного составления чертежа и заготовки всех деталей. Вначале собирается и сваривается решетка. После этого к ней привариваются зубья. Важно сделать это под прямым углом. Как правило, каленые зубья после приварки не отжигаются и их прочность не меняется.

После этого определяют, где примерно будет находиться центр приложения сил и к этому месту приваривают цепь. Берут первое звено цепи и внахлест прихватывают на решетку. После этого второй конец цепи приваривают или крепят при помощи болтов к сцепке. Работоспособность бороны проверяют после крепления, а при необходимости переваривают цепь влево или вправо, если борону ведет в ту или иную сторону, затем приваривают окончательно.

В домашних условиях можно сделать только для мотоблока культиваторного типа. Изготавливают две трубы, они должны иметь надежную фиксацию на валу мотоблока. Скорее всего, придется эту работу отдавать на завод токарю или использовать валы от сломанного культиватора. Общая длина трубы не должна быть больше 1 метра – мотоблок не потянет слишком тяжелую борону.

На валы ставят диски диаметром около 25 см. Для уменьшения сопротивления на них вдоль краев делают надрезы болгаркой через каждые 10 см длины окружности.

Посадочные отверстия дисков должны быть чуть больше диаметра валов. Диски устанавливают с небольшим наклоном к оси вала. С левой части вала наклон в одну сторону, с правой – в другую. Число дисков берут такое, чтобы они взаимно перекрывали друг друга по наклону – обычно их ставят через каждые 5 см.

Вообще же изготовление дисковой бороны самостоятельно – сложная задача. Проще купить дешевую китайскую и доработать ее, качественно проварив все швы, чего обычно на производстве не делают.

Купить навеску и прицепное к мотоблоку в интернет-магазинах

Боронование мотоблоком

При бороновании зубчатой бороной пахарь идет за мотоблоком на средних оборотах двигателя – около 2 км/ч. Тяжелые почвы требуют класть на борону груз, вес груза подбирают опытным путем. Пахарь идет за мотоблоком, регулирует движение бороны при помощи ручек мотоблока. При необходимости та часть бороны, которая не заглубляется или выбивается при движении вперед, придавливается ногой.

Боронование дисковой бороной похоже на культивирование почвы. Работа осуществляется на скорости 1.5-2 км/ч. Пахарь идет за мотоблоком, корректируя движение бороны при помощи ручек – ось вращения бороны должна быть строго перпендикулярна требуемому направлению движения мотоблока.

Боронование – один из процессов обработки земли, без которого невозможно собрать хороший урожай. С помощью боронования достигается разрыхление и выравнивание верхнего слоя грунта, уничтожение сорняков, а также снижение потерь влаги. Это достигается путем воздействия на верхний слой грунта металлических инструментов – зубьев, дисков, мотыг (режущих плоскостей) – закрепленных на общей раме получившее название «борона».

Само боронование проводиться как до сева, таки после.

С мотоблоками применяются два типа борон – навесные (прицепные) и роторные. Навесные бороны крепятся спереди или сзади мотоблока, в то время как роторные устанавливаются вместо колес и за счет вращения двигают мотоблок, одновременно производя обработку почвы.

Зубовые бороны

Самый простой по конструкции и самый распространенный вид бороны для мотоблока – зубовые бороны. Они представляют собой раму, у на которой закреплены металлические зубья определенной длинны.


Зубья на раме могут размещаться различным образом. Самый распространенный способ размещения зубьев – «зигзаг». Но могут использоваться и прямоугольные блоки.

Количество зубьев и размеры рамы зависит от мощности мотоблока. Как правило, производители техники предлагают бороны для своих мотоблоков, но зубовую борону можно изготовить и самостоятельно, исходя из мощности двигателя вашего мотоблока. Такие бороны взрыхляют почву на глубину до 14 см. и соединяются с мотоблоком цепной или жесткой сцепкой.

Более сложным по конструкции видом зубчатой бороны является пружинная. Ее зубья делаются пружинными благодаря, что позволяет более качественно обрабатывать почву.

Видео борона для мотоблока.

Дисковые бороны

Обработка земли с помощью дисковой бороны для мотоблока не отличается от использования зубчатой. В качестве обрабатывающего инструмента используются сферические диски, которые могут быть гладкими или вырезанными. Последние улучшают характеристики обработки земли, но требуют чистки во время работы.


Диски размещаются на раме под определенным углом, его еще называют угол атаки. В зависимости от состояния или качества почвы угол атаки необходимо менять. Во время движения диски режут верхний слой земли, при этом измельчая его и разрезая корни сорняков.

Если боронование происходит по стерне, то лучше использовать игольчатую борону. В этом случае обработка земли будет производиться за счет воздействия на грунт игольчатых дисков, иглы которых прокалывают землю и разрыхляют ее. В зависимости от конструкции мотоблока, дисковые бороны могут крепиться на передней или задней подвеске агрегата.

Роторные бороны

Для снятия верхнего слоя грунта или обработки целинного участка лучше использовать с мотоблоком активную роторную борону.

Несмотря на относительно небольшую глубину обработки почвы (до 7 см.) она лучше всего подходит для первичной подготовки грунта на месте убранных зерновых.


В отличие от пассивных роторов, активная роторная борона для мотоблока устанавливается на валы вместо колес или почвофрезы. Именно по этой причине самостоятельное изготовление бороны не рекомендуется – неправильно рассчитанная и сделанная конструкция может привести к выходу из строя мотоблока.

Поэтому если возникла необходимость в ее использовании, то лучше купить борону для мотоблока заводского производства. При этом следует помнить, что роторные бороны отличаются друг от друга в зависимости от формы вала.

В качестве рабочей области в роторной бороне используются установленные под разными углами заостренные пластины. С их помощью и осуществляется обработка земли.

Для более эффективного применения роторной бороны, их следует устанавливать на мотоблоки имеющие коробки передач и достаточно мощный двигатель. Роторные бороны лучше использовать в комплекте с другим навесным оборудованием для обработки почвы, в этом случае борона не только обрабатывает верхний слой, но и выравнивает неровности на поверхности.


Мотоблоки – уникальная техника, которая в разы облегчает работу на земельных участках. Естественно многие владельцы такой техники оснащают ее дополнительным навесным оборудованием. Кто-то покупает его в магазинах, а кто-то решается смастерить его самостоятельно. Сегодня мы расскажем об очень необходимом для каждого хозяина мотоблока оборудовании – это борона. Разберемся, зачем она нужна, какой она бывает, и как сделать ее своими руками опираясь на чертежи.

Предназначение и виды бороны для мотоблоков

Если раньше она выглядела как связанные еловые бревна с длинными сучками, то сейчас это целая модернизированная конструкция. И это не удивительно, ведь время не стоит на месте. Такое оборудование выполняет несколько функций:

  • Оберегает землю от высыхания.
  • Выравнивает поверхность почвы.
  • Хорошо убирает сорняки с участка.
  • Разрушает верхний слой почвы.

Виды

Зубовая борона для мотоблока

Боронование мотоблоком с такой конструкцией используется в случае, когда нужно добиться ровного и рыхлого слоя земли. Зубья расположены равномерно и бывают самых разных форм и размеров: квадратные, ножевые, круглые и прочее. Длина зубьев напрямую зависит от ее веса, чем больше масса, тем длиннее зубья. Обычно их размеры колеблются от 25 до 45 мм.

Зубовые бороны могут быть нескольких типов соединения с рамой. В первом случае через пружинную стойку, а во втором – шарнирно. Также иногда можно встретить конструкции с подвижными колеблющимися или вращающимися рамами. И весьма активно используются в хозяйстве еще и ротационные бороны.
Данный вид борон делят на:

  • Общего назначения.
  • Специальные (сетчатые, шарнирные, луговые и т.д.).

Главным преимуществом данного вида оборудования является то, что она отменно снимает верхний слой грунта. Хотя с элементарным выравниванием почвы она справляется не хуже. Ее глубина может регулироваться в зависимости от целей и специфики поставленных задач, и состоит обычно с 4 – 8 см.

При ширине нужно учитывать не только габариты самого мотоблока, он и обращать внимание на размер участка. Обычно ширина конструкции находится в пределах 800 – 1400 мм.

Важно при покупке такой бороны смотреть на расположение зубцов. Они должны быть под углом, а лезвия должны иметь косую форму. Такие особенности говорят о том, что данное оборудование будет не только эффективным, но и прослужит долгие годы.

Дисковая

Суть и функции такой бороны в принципе ничем не отличается от предыдущих видов. Единственным главным ее отличием есть сама конструкция, в которой используются диски расположенные каждый на отдельной оси. Чаще всего такое оборудование используют на сухой земле. Но стоит отметить, что согласно отзывам такой навес часто ломается.

Борона к мотоблоку своими руками: как ее сделать и схемы чертежей

Прежде чем сделать борону, нужно понимать, какую конструкцию предстоит вам выполнить и нужно хорошо уметь работать с чертежами. Поскольку без эскиза и схемы сделать качественное оборудование практически невозможно.

Иногда изготовить материалы для обработки земли можно самостоятельно. Так, вполне можно сделать такое устройство, как борона для мотоблока, своими руками, чертежи подобной конструкции найти или составить самому несложно. При этом вы сможете сэкономить деньги, ведь заводские аналоги могут стоить очень дорого.

Виды инструментов

Борона — сельскохозяйственный инструмент, применяемый при обработке почвы. Боронование оберегает почву от засушливости, выравнивает или разрушает ее, уничтожая сорняки. Такая конструкция для посадки картофеля, своими руками сделанная по чертежам, позволяла дробить большие комья земли, образованные после пахоты.

Известно, что подобные орудия труда появились в то самое время, когда люди начали обрабатывать почву обычным оралом. Тогда такие приспособления для вспашки были очень большими, не обладающие маневренностью, и очень много весили.

В древности для боронования использовались лошади. В настоящее время, когда появились тракторы, стали использоваться металлические бороны на мотоблок, которые можно купить или сделать самому. Они способны пробивать комья, прикрывать почву, чтобы влага хранилась дольше, и даже собирать остатки сухой травы. Инструмент способен с легкостью удалять корни сорняков, а сцепка борон поможет вдвое ускорить этот процесс.

Принято выделять 3 вида борон:

  1. Дисковая.
  2. Зубовая.
  3. Роторная.

Смотря на такие разные и полезные предметы труда можно отметить их заметное отличие по весу. Все промышленные образцы цепляются на сельхозтехнику. Традиционный смык используется, в частности, для рыхлой поверхности. Такая навесная конструкция помогает сохранить влагу и тем самым предотвратить высыхание почвы.

Самодельный инструмент устанавливается вручную. Он выполняет дробление больших комков, устраняет сорняки и остатки растительности. Весит изготовленная самостоятельно борона для мотоблока совсем немного, и чаще всего ее применяют для измельчения комков земли и неглубокого рыхления.

  1. Дисковая борона обычно используется на пересохших почвах и практически не отличается по функциональности от ротационных (активных) борон. Единственное отличие, заключается в том, что здесь в качестве рабочего органа выступают диски, установленные на независимых осях, а крепление к мотоблоку происходит посредством сцепки.
  2. Зубовой вид. Этот вид оборудования считается самым распространенным в сельском хозяйстве. Такая самодельная борона к мотоблоку годится для дробления и разрыхления почвы после работы с плугом. Фермеры используют данное устройство при уборке почвенной корки после дождя, для распределения минеральных удобрений, заделки семян и даже при удалении сорной травы.

Разделяют 3 вида зубовых приспособлений:

  • легкие;
  • средние;
  • тяжелые.

Массивные зубья являются главным органами данного устройства на минитрактор. По структуре есть 2 вида борон: квадратная, сетчатая. Первая относится к категории средних или тяжелых борон. Для более легких работ, в том числе и для небольших участков, чаще применяется сетчатая борона.

  1. Роторная борона для мотоблока скомбинирована из шести кромок, диска и втулки. Обычно для лучшего эффекта, лезвия устанавливают под углом.

По такой же схеме делается и пружинная борона своими руками.

Методы изготовления

Узнав, какие бывают виды изделий для пахоты, можно смастерить их самостоятельно. Правда, вам предстоит ручная сборка.

Как правило, заводские бороны на мотоблок выполняют из специальной стали, которая выдерживает высокие нагрузки. Конструкция изделия выглядит как зигзагообразная рама, которую можно смастерить самостоятельно, имея при себе чертежи и схемы, а также нужные материалы. Чтобы изготовить самодельную борону к мотоблоку, вам понадобятся следующие инструменты:

  • стальная полоса:
  • стойки для сцепки с мотоблоком;
  • и, конечно же, сами зубья.

С помощью сварки закрепите зубья. Это можно сделать и по-другому: приварить штыри, нарезать на них резьбу, затем на них зафиксировать гайками зубья.

Все детали устройства (зубья) должны располагаться на равном расстоянии друг от друга, а их длина может составлять около 45 см.

Изучите схемы и чертежи, чтобы сделать отличное устройство для вашего участка. К самому дышлу оборудования нужно приделать специальную втулку, при помощи которой проводится соединение с маленьким трактором. Сделайте стойку с винтом, чтобы в дальнейшем была возможность регулировать уровень высоты — это залог равномерного погружения деталей в землю.

Можно сказать, что самым практичным и легким приспособлением, приделанным к мотоблоку своими руками, является сетчатая борона. Однако фермеры и садоводы делают выбор в сторону роторной бороны. Внимательно изучайте схемы и чертежи, которые помогут вам смастерить отличное дополнение на минитрактор.

Подведение итогов

Сделать борону для мотоблока своими руками несложно, есть найти хорошие чертежи. Для каждого типа: дисковой, зубовой и роторной бороны — схема будет своя. Выбирайте устройства в зависимости от ваших возможностей и от целей его использования.

Изучив схемы и подобрав нужные материалы, вы без труда сможете собрать хорошее устройство для обработки почвы.

На стадии подготовки к посевной кампании выполняются различные работы: вспахивание, рыхление, выравнивание, уничтожение сорняков. Для этого и нужна борона, выполняющая сразу несколько разных функций.

Боронование мотоблоком выполняется с использованием различных борон (дискового, зубового, роторного типа), каждая со своими отличительными свойствами.

Дисковая борона

Дисковые бороны применяются достаточно обширно и обладают высокой продуктивностью. Данный тип оборудования имеет свои отличительные характеристики:

  • модели, как правило, на колёсах;
  • диски – основной рабочий орган. Они располагаются под определённым углом атаки (в зависимости от направления движения). Чем твёрже и суше почва, тем выше должен быть угол атаки (до 21 градуса). Для задернелых участков используются диски с вырезами;
  • каждый диск можно заменить независимо от других. Выполнить несложные ремонтные работы может оператор самостоятельно;
  • можно отрегулировать глубину обработки грунта до 20 см. Также настроить глубину возможно, изменив массу балласта, а также степень сжатия пружинного механизма;
  • за час работы обрабатывается около 7 га;
  • максимальная скорость обработки почвы 15 км/ч;
  • возможность боронить землю с высоким уровнем влажности.


Дисковая борона установлена таким образом, что диски утопают в грунте. Мотоблок движется, диски под воздействием нагрузки начинают вращаться. Так происходит разрыхление почвы, срез сорняков.

Зубовая борона


Зубовые бороны для мотоблока, как и другие подобные механизмы, используется для обработки грунта. Отличительная черта такого оборудования – длинные зубья.

Характеристики зубовой бороны:

  • длина зубьев варьируется, но средний показатель – 10 см;
  • рабочая скорость оборудования до 12 км/ч;
  • обработанный слой почвы отличается равномерной, однородной структурой;
  • зигзагообразное расположение зубьев позволяет вспахивать отдельные участки почвы, а не одни и те же места;
  • сетчатая борона подходит для обработки рельефной поверхности;
  • различают лёгкие, средние и тяжёлые бороны. Тяжёлая с глубиной до 10 см, типа зигзаг, пользуется самым большим спросом. Средняя с глубиной обработки около 6 см используется на рыхлых лёгких почвах. Лёгкая с глубиной до 3 см может только выравнивать поверхность, удалять почвенную корочку.

Зубовой бороной разрушают верхний слой, взрыхляют почву, вытаскивают оставшиеся корни и растения. Таким образом уничтожаются сорные растения, перемешиваются слои почвы и выравнивается поверхность.

Роторная борона


Роторная борона к мотоблоку нужна для снятия верхнего слоя почвы. При её использовании нет необходимости предварительно скашивать травяной слой перед обработкой грунта.

Особенности роторных борон:

  • состоит из пар дисков, располагающихся горизонтально на осях. Диски с клиновидными зубьями, на которых скошенные срезы;
  • рабочая глубина в пределах 5-7 см;
  • ширина обработки фиксированная 140 см;
  • подходят для заделки удобрений, пожнивных остатков.


Данное оборудование также называют боронами-мотыгами из-за специфики его работы. Чаще всего применяется в зонах с плохим увлажнением почвы, а также в условиях, когда использование зубовых борон уже невозможно.

Как сделать дисковую борону для мотоблока своими руками?


Многие типы навесного оборудования можно сделать самостоятельно, включая бороны на мотоблок. При значительной экономии средств возможно получить отличную по производительности технику.

Детали, которые необходимы для создания бороны:

  1. Рама;
  2. Передняя и задняя секция режущих узлов;
  3. Кронштейн навески;
  4. Левая и правая поворотная цапфа;
  5. Чистильщик;
  6. Задняя и передняя планка;
  7. Регулировочная тяга, настраивающая угол атаки дисков.
  8. Шлейф-каток.

Максимально точные размеры упростят работу и ускорят процесс создания бороны своими руками. С этой целью можете воспользоваться чертежами:


Сам по себе дисковый агрегат – это одетые на ось под определённым углом металлические диски. При этом глубина вспахивания почвы должна регулироваться.

Перед изготовлением бороны нужно подобрать качественные детали из устойчивого к коррозии металла. Стоит выполнить дополнительную обработку специальными средствами от ржавчины.

Самодельная борона делается по несложной схеме:

  • сваривается надёжная прямоугольная рама (1400*650 мм). Оптимально брать металлический профиль. Используются железные уголки 450*450 мм;
  • специальные втулки используются для крепления независимой оси;
  • на оси восемь сферических дисков диаметром близко 500 мм и толщиной около 5 мм. Диски располагаются на горизонтальной трубе на одинаковом расстоянии. Количество используемых дисков варьируется в зависимости от мощности мотора мотоблока;
  • ширину бороны стоит делать максимально до двух метров, чтобы нагрузка на технику не была слишком высокой. Угол атаки грунта должен регулироваться;
  • полученную бороны соединить с мотоблочной навесной системой двумя цапфами.


При движении мотоблока диски должны свободно вращаться, взрыхляя грунт и остатки сорняков/растений. Самодельная борона подходит практически под все модели мотоблоков: Нева, МТЗ, Каскад, Агро, Крот. Потому в целях экономии можно изготовить оборудование своими руками. Кроме того, материалы и комплектующие имеются в специализированных магазинах.