Королевский замок Кёнигсберг, а ныне руины…. Тайна Янтарной комнаты. История похищения "восьмого чуда света" Тайны янтарной комнаты

29 апреля 2010 года исполняетсят 10 лет с того дня, когда Германия передала России фрагменты подлинной Янтарной комнаты.

Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну, возрождена российскими мастерами.

История создания Янтарной комнаты

Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.

Для работы с янтарем Шлютер пригласил датчанина Вольфрама, придворного мастера датского короля, однако тот успел выполнить намеченное лишь наполовину, поскольку Шлютер был отстранен от дел и придворным архитектором прусского короля назначили шведа фон Гете, у которого с янтарем отношения не сложились. Вольфраму тоже дали отставку. Вскоре Фридриха Вильгельма осенила новая идея - создать янтарный кабинет в замке Шарлоттенбург, но и там дело не было доведено до конца в связи со смертью короля. Его преемнику - Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным. Все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз. Возможно, янтарное творение так и было бы предано забвению, если бы слух о необычном кабинете не дошел до Петра I. Русский царь-реформатор во что бы то ни стало захотел получить янтарный кабинет для Кунсткамеры.

Янтарная комната в России

В 1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка преподнес Янтарную. комнату Петру I. Да не только янтарный кабинет, а в придачу к нему еще и яхту "Либурника". Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. В Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на восемнадцати телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу. В новой российской столице ценный груз принял губернатор Александр Данилович Меншиков. История не сохранила документов о том, как и почему в ящиках, распакованных Меншиковым согласно приложенной к грузу инструкции, не хватало многих деталей, но факт остается фактом - при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен. Янтарные панно довольно долго лежали невостребованными в людских покоях Летнего дворца Петра, пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол его дочь Елизавета. Она решила использовать янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца - своей официальной резиденции. Устройством его занялся обер-архитектор Варфоломей Растрелли, который восполнил нехватку янтарных деталей зеркальными пилястрами и росписями панно "под янтарь" и разместил Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского Села.

Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.

Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора нашлась - прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха. Собранная таким образом комната с 1746 года стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села, что и было исполнено.

Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.

Восстановление Янтарной комнаты

В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил работами Александр Журавлев.

За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.

6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном "Рургаз" о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.

29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагмент подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, - флорентийская мозаика "Обоняние и осязание", одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.

В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику "Царское Село". В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века.

В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней "Осязание и обоняние", выполненную в технике флорентийской мозаики.

К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским экспертным советом с оценкой "отлично".

Мастера, реставрировавшие Янтарную комнату - Александр Крылов, Александр Журавлев, Борис Игдалов.

Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.

Официальное открытие

Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года, в заключительный день основных торжеств в честь 300‑летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер и все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петребурге.

Высота Янтарной комнаты ‑ 7, 8 метра, площадь пола ‑ 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем ‑ 86 кв. метров.

Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:

‑ 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы "РургазАГ";

‑ 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%

‑ для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;

‑ самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

— одна из самых больших загадок не только Второй мировой войны, но и, пожалуй, всего XX века. О судьбе жемчужины императорской резиденции в Царском селе, подаренной еще Петру Великому прусским правителем и вывезенной войсками Рейха в неизвестном направлении в 1945 году, до сих пор спорят ученые умы всего мира.

Сегодня насчитывается около шестисот предполагаемых мест, в которых, как было заявлено, она хранится. А уж количество мифов, легенд и странных загадочных событий, связанных с ней, и вовсе не поддается подсчету. О создании, попадании в Россию и таинственной пропаже Янтарной комнаты — эта статья.

  • Янтарный кабинет был создан в Берлине в 1709 году немецким архитектором и скульптуром Андреасом Шлютером.
  • В 1716 году Янтарный кабинет подарен Петру I в качестве дипломатического подарка прусским императором Фридрихом Вильгельмом I.
  • В 1770 году архитектор Растрелли по указу Екатерины II создает Янтарную комнату в Екатерининском дворце в Царском Селе.
  • Осенью 1941 года немцы оккупируют город Пушкин. Екатерининский дворец подвергается жестокому разграблению, а Янтарная комната вывозится в Восточную Пруссию — , где она экспонируется в Королевском замке.
  • В 1945 году перед штурмом Кенигсберга Красной Армией Янтарная комната исчезает. Следы ее теряются на территории бывшей Восточной Пруссии, ставшей территориальной репарацией СССР — Калининградской областью.
  • К 2003 году была полностью воссоздана копия Янтарной комнаты, которую могут увидеть все желающие в Екатерининском дворце в городе Пушкине.
  • Янтарная комната стала символом колоссального ущерба, причиненного Германией СССР во время Великой Отечественной войны.

Где посмотреть Янтарную комнату

Сайт музея-заповедника «Царское Село»: http://tzar.ru . Часы работы: выходной — вторник, с октября по апрель — вторник и последний понедельник месяца.

Янтарная комната находится в пригороде Санкт-Петербурга — , в государственном музее-заповеднике «Царское Село» в Екатерининском дворце. Янтарная комната является популярнейшей достопримечательностью. Желающие посмотреть на нее приезжают со всего мира, интерес к этой реликвии только увеличивается с годами.

По словам администрации музея, чтобы уменьшить трафик посетителей и снизить нагрузку на дворец и музейные ценности приходится устанавливать достаточно высокие цены на билет. Билеты можно купить только в кассе музея, онлайн-продажи нет. Приобретенный билет для входа во дворец действителен 1 час.


Чтобы попасть в Янтарную комнату летом, надо отстоять долгую, живую очередь продолжительностью от 1 до 5-ти часов во дворец. Причем очереди будут и в самом дворце, а в залах толпы людей. Поэтому некоторые туристы, приезжая в Пушкин летом, с удовольствием гуляют по Екатерининскому парку, а в Екатерининский дворец приезжают в другое время года, когда очередь существенно меньше.

Без очереди проходить могут инвалиды I и II группы с сопровождающим лицом и дети-инвалиды.

Фотографировать в Янтарной комнате нельзя даже без вспышки, в отличие от других залов дворца. Запрет на фотосъемку администрация музея объясняет высокой светочувствительностью янтаря. Чтобы цветовая гамма органического камня не изменялась фотографировать в Янтарной комнате нельзя.

Стоимость билета

Бесплатные вход в парк и дворец — для детей до 16 лет.

Чтобы пройти в Екатерининский дворец надо сначала купить билет в Екатерининский парк. Платный вход в парк с 27 апреля по 21 октября, в остальное время вход свободный. Стоимость билета в парк — 150 руб ., учащимся (от 16 лет), студентам, курсантам и срочникам — 80 руб., пенсионерам РФ и Белоруссии — 40 руб., бесплатно — взрослому, сопровождающего ребенка в коляске.

Стоимость билета во дворец зависит от времени суток. С 12.00 до 18.00 дешевле:

  • для налоговых резидентов РФ — 700 руб.
  • для нерезидентов — 1000 руб.
  • 350 руб.

После 18.00 стоимость билета во дворец:

  • Для налоговых резидентов РФ – 850 руб .
  • для нерезидентов – 1200 руб.
  • для пенсионеров РФ и Белоруссии, учащихся от 16 лет, студентам, курсантам, срочникам — 430 руб.

Если вы отстояли долгую очередь ко дворцу и попали в кассу после 18.00 придется платить за более дорогие билеты.

История создания и попадания в Россию

Идея грандиозного проекта принадлежит Андреасу Шлютеру, занимавшему в начале XVIII века в должность главного зодчего королевского двора Пруссии. Именно он решил попытаться оформить дворцовые помещения янтарем, который никогда ранее не рассматривался в качестве отделочного материала.

Прусский правитель Фридрих Вильгельм захотел создать кабинет, стены которого были бы отделаны янтарем, в своем замке, однако эта идея не была воплощена в жизнь — монарх умер. А его преемник Фридрих Вильгельм I остался не в восторге от этой затеи, поэтому все элементы шедевра были перевезены в Берлин. Творение гениальных прусских мастеров так и осталось бы лежать на одном из многочисленных оружейных складов и было бы забыто, если бы о нем не узнал император Петр I, который загорелся идеей получить такой кабинет для себя.

Желание Петра довольно скоро исполнилось — в 1716 году Фридрих Вильгельм I подарил ему Янтарную комнату. Никто не знает, почему деталей кабинета не хватило, однако при жизни Петра Янтарная комната так и не была установлена. Роскошные панно долгое время пылились в покоях Летнего дворца, пока его дочь Елизавета Петровна не решила оформить ими одно их помещений Зимнего дворца. Нехватка янтарных составляющих была восполнена зеркалами и росписью. Однако размещена комната была не в Зимнем дворце, а в Царском селе.

Площадь комнаты составляла примерно сто квадратов. Помимо янтаря, зеркал и росписи, помещение было декорировано мозаикой из настоящего мрамора. В середине XVIII века, когда уже никто этого не ожидал, внезапно обнаружились недостающие детали декора, и Елизавета получила четвертое панно янтарного кабинета. В результате Янтарная комната наконец-то была собрана и стала использоваться для дипломатических встреч.

В окончательном виде комната предстала уже при Екатерине Великой, которая немного изменила ее отделку. Она стала настоящим достоянием императорского двора, сюда стремились попасть и выдающиеся европейцы. В течение всего своего существования этот дизайнерский шедевр реставрировался пять раз. Очередные восстановительные работы были назначены на трагический 1941 год.

Вывоз в Кенигсберг

Как только началась война и блокада, многие произведения искусства оказались под угрозой уничтожения из-за постоянных бомбежек и артобстрелов, проводимых немецкой армией. Чтобы уберечь их, было принято решение эвакуировать на восток страны хотя бы то, что можно увезти. К сожалению, Янтарная комната не попала в число эвакуированных предметов искусства, так как ее детали были слишком хрупкими и попросту не пережили бы эвакуацию. Поэтому она была законсервирована. Красивейшие панно закрыли подручными материалами — марлей, бумагой, ватой, различными тканями. Предполагалось, что эти меры уберегут ее от разрушения взрывными волнами.

18 сентября 1941 года в город Пушкин вошли фашисты и началось варварское уничтожение архитектурных памятников и грабежи дворцов. Консервация уберегла Янтарную комнату от разрушения при взрывах, но не спасла от жадных рук фашистов. Убранство Янтарной комнаты было аккуратно снято со стен и переправлено в Кенигсберг комиссией «Кунсткомиссион», специально созданной в 1941 году для изъятия ценностей из оккупированных районов СССР и для транспортировки их в Германию.

Янтарная комната украсила собой Королевский замок, где находился музей янтаря под руководством Альфреда Роде. Роде — немецкий искусствовед и известный специалист по янтарю, имел особое отношение к Янтарной комнате. В письме Эриху Коху он настоятельно рекомендовал срочно перевезти Янтарную комнату из Царского Села в Кенигсберг. Янтарная комната экспонировалась в одном из залов Королевского замка. Он имел меньшую площадь, чем помещение дворца в Пушкине, поэтому многие элементы декора не были даже извлечены из ящиков, в которых их перевозили. Из-за данного факта впоследствии судьба Янтарной комнаты стала еще более запутанной.

Загадочное исчезновение

Королевский замок Кенигсберг — последнее известное место хранения Янтарной комнаты

В 1945 году, когда уже было понятно, что планы Германии неминуемо потерпят поражение, высшие власти Третьего рейха приняли решение спрятать украденные ценности, в том числе и Янтарную комнату. Великолепное убранство вновь было снято со стен и упаковано в коробки и ящики. За три дня до штурма Кенигсберга — 6 апреля 1945 года Янтарную комнату видели последний раз. С этого момента о ее судьбе ничего неизвестно, версии, предположения и загадки множатся, но пока безрезультатно.

Немцы пошли на хитрость — специально уничтожили один из грузовиков для того, чтобы на дороге остались кусочки янтаря. Тогда бы все подумали, что Янтарной комнаты больше нет. Куда отправился подлинный образец, так и не выяснили. Дочь нацистского искусствоведа Роде позже вспоминала, что в январе 1945 года ящики с янтарным декором должны были перевезти по железной дороге, однако в вагоны их не погрузили и соответствующего приказа из Рейхстага никто не получал.

Немецкое командование прекрасно понимало, что воздух, вода и железная дорога полностью контролируются войсками Красной армии, поэтому уже упомянутый выше искусствовед Роде в письме руководству рекомендовал спрятать ценности в бункере, что и было сделано впоследствии.

В 1945 году Роде был арестован советскими войсками и на допросе рассказал о существовании некой системы подземных городов Третьего рейха, где, якобы, и хранятся вывезенные нацистами сокровища. Упоминал он и Янтарную комнату. Однако дальше началось странное — протокол допроса бесследно пропал, а сам Роде с женой погиб при невыясненных обстоятельствах. Бункер, о котором он говорил, так и не был открыт.

Версии местонахождения

Поиски подлинной Янтарной комнаты не прекращаются с момента окончания войны. До сих пор их ведут как кладоискатели-одиночки, так и целые экспедиции. И если она когда-нибудь будет найдена, это станет великим событием не только для России, но и для всего мирового сообщества. Сегодня среди основных предположений о том, что же случилось с великолепным творением человеческих рук, можно выделить следующие:

  • комната полностью погибла в пожаре, произошедшем в 1945 году в кенигсбергском замке, где в одном из залов была выставлена после транспортировки из Царского села;
  • комната — в Восточной Германии, в одном из многочисленных подземелий времен Третьего рейха;
  • часть янтарных панно была вывезена в СССР, а затем попала в штаты по программе ленд-лиза;
  • комнату следует искать на полуострове Ютландия, между Северным и Балтийским морями;
  • шедевр до сих пор хранится в подвалах под развалинами кенигсбергского замка;
  • комната по частям разошлась по частным коллекциям в Северной Америке;
  • творение нужно искать в Аргентине или Бразилии, где сегодня живут потомки сбежавших от уголовного преследования фашистов;
  • комната помещена в один из гротов в окрестностях Дрездена.

Каждая из этих версий имеет право на жизнь, но более-менее правдоподобное подтверждение есть только у одной из них — что комната попала в частные коллекции в США. Об этом свидетельствуют подлинные элементы ее декора, найденные в период с 1994 по 1997 годы. Все остальные версии подтверждения не нашли и пока являются лишь предположениями.

Проклятие Янтарной комнаты

Янтарная комната — это не только произведение искусства, но и весьма мистический объект. Понятно, что в деле ее загадочного исчезновения не обошлось без мистики. Так, существует легенда, что все, кто когда-либо пытался найти ее или пролить хоть немного света на то, где она находится, погибал при странных обстоятельствах. Возможно, ее корни лежат в загадочной гибели искусствоведа Роде, который сначала заявлял о потере памяти и выдвигал прямо противоположные версии о нахождении Янтарной комнаты, а однажды и вовсе был найден мертвым в своей квартире. Официальной версией смерти стало самоубийство, однако теперь уже никто никогда не скажет, правда ли Роде терял память или же сознательно пытался запутать поиски.

У поисков Янтарной комнаты есть и еще одна жертва — советский майор Иван Курица, который загадочно погиб в Кенигсберге, когда пытался расследовать обстоятельства таинственной пропажи. Он ехал на встречу с человеком, который должен был рассказать о том, где находится предмет поисков, но кто-то натянул на дороге проволоку, и майору отрезало голову. Позже заговорили и о смерти агента, с которым была назначена встреча.

Немец Георг Штайн искал утраченное достояние больше двух десятилетий. Время от времени он получал письма с угрозами и настоятельными просьбами не лезть в это дело и прекратить поиски. В конце 80-х у него в руках оказались сенсационные сведения по этому вопросу, которые он захотел обнародовать на специально для этого собранной пресс-конференции. Незадолго до этого он сообщил своему другу, что искать Янтарную комнату в Европе -пустая трата времени, так как она давно на территории США. Однако конференции не суждено было состояться — Штайн, как и многие из тех, кто приближался к разгадке слишком близко, погиб. Официальная версия гласит, что он совершил самоубийство, зарезав сам себя. Конечно, в это мало кто поверил.

В 1992 году СМИ сообщили о гибели российского военнослужащего Юрия Гусева. Говорилось, что он погиб в автомобильной аварии. Мистика состоит в том, что буквально за пару дней до своей смерти он в беседе с журналистами обмолвился, что знает, где находится Янтарная комната, но говорить этого не будет, так как опасается за свою жизнь.

Никто не знает, кто стоит за гибелью всех этих людей. Но совершенно ясно, что это не случайности и погибшие так или иначе владели информацией, которая могла бы пролить свет на одну их самых больших загадок XX века и Второй мировой войны.

Восстановление Янтарной комнаты

В 70-e годы XX века было принято решение Советом Министров РСФСР восстановить утраченный шедевр. Работы заняли два десятка лет с 1983 по 2003 годы и стоили баснословных денег: 11, 35 млн. долларов, из них 3,5 млн передала немецкая компания «Рургаз АГ», и усилий лучших мастеров-реставраторов. На восстановление Янтарной комнаты ушло 6 тонн янтаря.

Торжественное открытие Янтарной комнаты состоялось в день 300-летия Санкт-Петербурга 31 мая 2003 года. Она была создана заново по немногочисленным фото и изображениям.

Сегодня, как и прежде, Янтарная комната находится в городе Пушкине, в Екатерининском дворце. Те немногие, кто посещал первую Янтарную комнату и дожил до ее открытия в отреставрированном виде, отмечали, что она намного роскошнее и красивее, чем утерянная. Судить о том, правда это или нет, к сожалению, теперь нет никакой возможности, поэтому остается лишь поверить на слово.

Сегодняшняя статья слегка необычная, дело в том, что замок Кёнигсберга — это достопримечательность, которой не существует. Тем не менее в умах жителей Калининграда и ещё больше в фантазиях приезжающих туристов замок продолжает жить и привлекать внимание. Поэтому поговорим о нём.

Как найти Кёнигсбергский замок

Сам замок можно найти в 19-м веке, например или раньше. В наши дни можно увидеть только его останки в историческом районе Альтштадта. Самый заметный в Калининграде ориентир — Дом Советов в центре. Рядом с ним и стоял замок.

Конечно замок исчез не бесследно, его фундамент до сих пор скрыт под сквером около Дома советов. Сейчас даже уже не скрыт — там раскопки и останки замка можно увидеть. Как — узнаем чуть позже.

Янтарная комната

Другая, по-настоящему загадочная достопримечательность Калининграда — Янтарная комната. Если с замком всё понятно, то с комнатой не ясно ничего. Та, комната, которая находится в Петергофе — это копия. Последним местом, где видели настоящую Янтарную комнату, был как раз Кёнигсбергский замок. Её след пропал в 1945 году где-то в подвалах замка. И вот что интересно, подвалы-то до сих пор целы… Так, что может быть в ближайшее время её найдут.

С другой стороны, если комната действительно была в замке на момент окончания войны, возможно, что она утрачена. Дело в том, что в результате штурма города, и благодаря английской авиации в частности, в замке начался сильный пожар. Янтарь при высокой температуре плавится, поэтому есть шанс, что Янтарной комнаты больше нет.

Местоположение Янтарной комнаты — это главная тайна Калининграда и послевоенной России.

Что можно увидеть


Вид на вскрытые подвалы замка с Дома Советов.

Сверху всё хорошо видно: контуры замка, его размер, место, где стояла башня — всё можно разглядеть. А если применить фантазию, то замок вырисовывается прямо перед вами. Только, к сожалению, это всё, что осталось от замка.

Что случилось с замком

Большинство рассуждений о том, кто виноват, что замок не сохранился, основаны на личных политических предпочтениях. Виноваты, обычно, либо немцы, либо русские. На самом деле виноватых найти сложно. Просто примем, что по совокупности исторических факторов замка нет.

Так что же случилось? Как и большинство исторических памятников Кёнигсберга, замок сильно пострадал во время Второй Мировой войны. Как я уже писал выше, во время штурма, в замке начался пожар. Внутри всё выгорело и часть стен обрушилась. Есть старые советские фотографии, где видно состояние замка.

Так выглядела башня замка в 1949 году.

Круглая башня на углу замка.

Руины замка стояли посреди города до 1967 года, когда их решили снести, несмотря на протесты. Замок взорвали. Почему решили это сделать? Сложно сказать, восстанавливать его было очень сложно, оставлять в том состоянии, в котором он был после войны тоже не было смысла, да и опасно. Не важно, результат такой, что его взорвали.

Каким он был

В начале 13-го века на территории восточной Пруссии жили Самбы — прусское языческое племя. Соответственно, их земли назывались Самбией. Восточной Пруссии тогда ещё и в помине не было.

В 1253 году умирает чешский король, Чехией садится править его сын Пржемысл Отакар II. На следующий год, под влиянием тогдашнего Папы Римского, Пржемысл направился нести варварам истинную христианскую веру и за одно завоевать их земли. В средние века католическая церковь использовала христианство аналогично тому, как нынче используют демократию. Занимался этим рыцарский Тевтонский орден — крестоносцы.

Захватить Самбов удалось далеко не с первой попытки. Пруссы окончательно сдались в 1255 году. Чтобы закрепиться на новых землях Пржемысл II и Великий магистр Тевтонского ордена Поппо фон Остерн заложили новую крепость на реке Прегель — Кёнигсберг-ин-Пройзен (Königsberg in Preußen) — королевский город в Пруссии. Крепость основали рядом с прусским поселением Тувангсте.

Пруссы покорно приняли христианство. Те, кто не пожелал этого сделать безжалостно истреблялись.

Так Кёнигсберг и Королевский замок начали свою историю.

В Калининграде, на Королевских воротах сохранилась скульптура Пржемысла II.

Крепость основали на холме, рядом с прусским поселением Тувангсте. Первоначально, крепость была деревянной. Её перестраивали и достраивали, пока она окончательно не стала Королевским замком Кёнигсберга.

Замковая башня была самым высоким зданием в городе — 84,5 метра. То есть вид с крыши Дома Советов почти такой же, какой был с башни замка. Подумайте об этом, когда окажетесь там.

Королевскiй замокъ находится въ самомъ чентрѣ города въ в видѣ громаднѣйшаго четырёхугольника съ огромнѣйшимъ дворомъ величиной въ 105 метровъ длины и 67 м ширины. Осматривать замокъ можно ежедневно: въ лѣтнее время съ 10 до 2 часов (по воскресениямъ съ 11 до 2), зимою съ 11 до 2 ч. Входъ съ замковаго двора черезъ дверь такъ называемой маленькой палаты. Входъ 25 пфеннигов, каковые уплачиваются кастеляну въ первомъ этажѣ; сборъ за входную плату идётъ на благотворительныя цѣли. Къ сожалѣнiю, размѣръ путеводителя не даётъ намъ возможности подробно остановиться на описанiи замка, какъ въ историческомъ, такъ и въ художественно-искуственномъ отношенiяхъ.

Скажемъ лишь, что замокъ имѣетъ множество интересныхъ комнатъ, гдѣ проживали императоры и императрицы германскiе, въ которыхъ по настоящее время хранятся цѣнныя и весьма интересныя картины. Рекомендуемъ русскимъ путешественникамъ посѣтить королевскiй замокъ. По просьбѣ показывающiй замокъ служитель даетъ посѣтителямъ краткiя объясненiя.

Путеводитель по Кёнигсбергу и прилегающим морским курортам для русских путешественников. 1912.

Кстати говоря, в том же путеводителе указан разменный курс рубля к немецкой марке: “За 100 рублей получают 216 — 217 марок.” То есть, рубль был в два раза дороже марки.

Замок имел обширные подвалы, в одном из которых в последние годы располагался винный ресторан Блютгерихт — с немецкого Кровавый суд.


Таким замок Кёнигсберга просуществовал до 1945 года. Сейчас ведутся разговоры о воссоздании замка, полностью или частично пока не ясно, но в среди жителей Калининграда эта идея очень популярна. Надеемся что так оно и будет.

100 великих загадок истории Непомнящий Николай Николаевич

ТАЙНА ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ

ТАЙНА ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ

В феврале 1945 г. удачным залпом с берега Вислинского залива батарея майора Грубо отправила под лёд санный обоз немцев. Взятый в плен возница сообщил майору, что на потопленных санях была Янтарная комната из русского дворца. В доказательство пленный отвёл майора в замок, некогда принадлежавший внуку Вильгельма Второго, и показал замурованную дверь. Пробив кладку, спустились в подвал и нашли хрустальные люстры. Пленный утверждал, что и Янтарная комната была тут совсем недавно. Просто люстры не смогли увезти в спешке.

Вскоре майор Грубо был ранен, а потом забыл эту историю. Гораздо позже он прочитал, что была до войны в Пушкине такая Янтарная комната, которую немцы вывезли в Кёнигсберг, а наши до сих пор ищут. Кёнигсберг и Вислинский залив - это рядом. Отставной майор стал рассылать письма: «Я - человек утопивший Янтарную комнату…» За «версию Грубо» ухватился Василий Дмитриевич Захарченко, в ту пору главный редактор «Техники - молодёжи». Организованная «В.Д.» советско-польская экспедиция прощупала Вислинский залив гидролокаторами. Ничего там не обнаружили. Вообще ничего. Дно залива было давным-давно пропахано тралами.

30 января 1945 г. в районе Данцигского залива подводная лодка С-13 под командованием Александра Маринеско торпедировала суперлайнер «Вильгельм Густлов». Среди 5–6 тысяч немцев, утонувших вместе с «Густловом», были десятки экипажей, подготовленных для новейших субмарин. Они так и не вышли со своих баз в Гамбурге и Киле с новыми экипажами: немцам не хватило времени их подготовить.

«Густлов» считался исключительно надёжным судном (кто же мог подумать что Маринеско влепит ему сразу три торпеды в борт?!). Он уходил из Данцига с сильным конвоем, и уходил навсегда: уже началось массовое бегство немцев из Прибалтики. Несомненно, помимо военных грузов «Густлов» вывозил и ценности. Поляки - свидетели загрузки суперлайнера - вспоминали о каких-то чересчур лёгких для своих габаритов ящиках: по весу не металл и не фарфор а вот картины - вполне возможно. Или янтарные панели?

В 1956 г. польские водолазы обследовали «Густлов» и обнаружили что на лайнере кто-то уже побывал. В корпусе были отверстия с характерными следами газового резака, бронированный сейф в надстройке оказался вскрытым.

Уже в наши дни эту загадку разъяснил (или запутал?) некий бывший подводник, один из тех, кто тонул на торпедированном «Густлове» (корабли конвоя тогда спасли 998 человек). После войны униженные поражением немецкие субмаринеры искали дело, которое могло бы приподнять их в собственных глазах. И нашли: увести из-под носа у поляков и русских ценности с «Густлова». На утаённые от союзников средства НСДАП была построена уникальная для тех лет подводная техника, и в 1950 г. «Густлов» выпотрошили. Вот откуда следы газорезки, поразившие польских водолазов. Поднятые с лайнера ценности подводники передали партайгеноссе для реализации. Немец, поведавший эту историю корреспонденту калининградской газеты «Понедельник ТВ», утверждал, что среди них была и Янтарная комната. Упаковочные ящики оказались расколотыми, и фрагменты комнаты пришлось собирать землесосами. Такие подробности уже не спишешь на ошибки памяти. Они либо абсолютно достоверны, либо абсолютное враньё.

Гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох был, похоже, страшным занудой. Весна 1945-го - бомбёжки, бегство всеобщее, а он объявлял подчинённым выговоры в письменном виде да ещё и требовал, чтобы бумажки аккуратно подшивались. Среди них и нашли выговор хранителю янтарной коллекции Кёнигсберга Альфреду Роде за то, что на 4 марта тот ещё не успел эвакуировать своё хозяйство. Значит, 4 марта Янтарная комната не лежала на дне Вислинского залива. И на дне Гданьского - тогда ещё Данцигского - залива она не лежала. Она оставалась в Кёнигсберге. А в апреле Кёнигсберг был взят. Потом он стал советским Калининградом. Может быть, Янтарная комната до сих пор там?

В Кёнигсберг Янтарную комнату вывезли в декабре 1941-го. Там, в Королевском замке, она и хранилась до августа 1944-го, когда замок частично выгорел от бомбёжки. После войны Роде клятвенно заверял нашего профессора Брюсова, что Янтарная комната тогда же, в августе, и сгорела. Но есть свидетельства, что в январе 1945-го ящики с Янтарной комнатой (или часть их) были целы! Опять же приказ Коха - если всё сгорело, то за что выговор объявлять? А Роде вскоре исчез из Кёнигсберга. Судьба его неизвестна.

Версии множились. Создавалось впечатление, что свидетели, в основном немцы, сознательно уводили поиск от Кёнигсберга.

Внести ясность мог бы Эрих Кох, который содержался в заключении у поляков. Журналист известинец Юрий Пономаренко через посредников обратился к бывшему гауляйтеру. Тот дал понять, что готов к разговору о Янтарной комнате, и потребовал довоенный план Кёнигсберга. План ему передали. А разговор не состоялся. Представитель польской стороны сообщил, что заключённый чувствует себя неудовлетворительно. Сенсационная статья появилась в редакции журнала «Чудеса и приключения». Якобы в 1939 г., когда заключался пакт Молотова - Риббентропа, Сталин вызвал Алексея Толстого: вы, дескать, понимаете насчёт культуры-мультуры, так скажите, что советский народ может подарить немецкому народу - своему брату навек со следующей недели? «Янтарную комнату, - будто бы ответил автор «Хлеба». - Очень будет символично: Фридрих-Вильгельм I в своё время то ли подарил, то ли продал Петру янтарный кабинет, потом Растрелли уже в Царском Селе, то есть по-нынешнему в Пушкине, пятнадцать лет доводил этот кабинет до ума, и получилась Янтарная комната. А мы её - обратно немцам!»

Сталин, конечно, поругал Толстого за расточительность, но в общем идея показалась ему хорошей. С одной поправкой: дарить немцам надо копию. И таких копий заказали реставратору Барановскому сразу две. К началу войны стало целых три Янтарные комнаты! Одну эвакуировали в Москву. Одну спрятали в подвалах Екатерининского дворца. Одна - причём не оригинал - точно досталась немцам, которые и вывезли её в Кёнигсберг.

А Барановский, его сотрудники и ученики стали пропадать или умирать при загадочных обстоятельствах. Сталин не хотел оставлять свидетелей. Потому что «московскую» - настоящую! - Янтарную комнату он-таки уступил по-дружески. Но не Гитлеру.

Осенью 1941 г. с Тушинского аэродрома взлетел американский транспортник «Дуглас» и взял курс на восток. На дальний Восток. А оттуда - на Аляску. «Дуглас» вёз подлинную Янтарную комнату для Арманда Хаммера, большого друга Советского Союза.

Ещё в годы, когда официальный Запад не хотел иметь дел с Советской Россией, Хаммер посредничал в экспортно-импортных операциях типа «тракторы „Фордзон“ в обмен на картины из Эрмитажа». Вроде бы есть документы, свидетельствующие о его попытках купить Янтарную комнату в 1920-1930-х гг. Тогда не вышло. А в 1941-м вышло. Потому что Хаммер был другом не только Советского Союза. Он был другом президента США Франклина Рузвельта. А Рузвельт после пакта Молотова - Риббентропа и нападения СССР на Финляндию не очень-то был расположен помогать Сталину. Вот Хаммер и взялся помирить своих друзей, а в награду получил Янтарную комнату.

Версия о трёх Янтарных комнатах принадлежит петербургским краеведам. Ей можно не верить. Но в неё укладываются многие факты и предположения. Вот только немецкие мастера в своё время работали над Янтарной комнатой 8 лет да русские - 15. Мог ли Барановский успеть за два года? И добыча пригодного для этого ювелирного янтаря ничтожна. И 130 с лишним ящиков - Янтарная комната в собранном виде - не много ли для «Дугласа»?

В числе объектов вермахта, занятых после войны советскими оккупационными войсками, был бункер «Ольга». Известно, что немцы минировали такие сооружения и, например, «Вольфшанце» в Западной Белоруссии наши предпочли просто взорвать. А «Ольгу» замуровали, не обследовав. Когда стали выводить войска из Германии, тогда и поинтересовались: а на чём, собственно, стояла наша войсковая часть все эти сорок пять лет? Главное разведуправление нашло ошеломляющий ответ: в недрах «Ольги» спрятаны российские культурные ценности, в том числе Янтарная комната!

Но бункер к тому времени уже отошёл к объединённой Германии. Вскрывать и обследовать его немцы не расположены.

Из книги Энциклопедия развивающих игр автора Данилова Лена

План комнаты и квартиры Нарисуйте на большом листе бумаги план детской комнаты. Изобразите только очертания комнаты и окна-двери (постарайтесь соблюдать все пропорции). Предметы мебели, которые находятся в комнате, изобразите в нужном масштабе на отдельном листе картона

Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан Владимирович

История Янтарной комнаты Своим появлением на свет шедевр прикладного искусства Янтарная комната обязан Фридриху I Гогенцоллерну. Таким образом он хотел увековечить знаменательное событие - свое восхождение на прусский престол.В Кенигсберг был приглашен датчанин

Из книги Сантехника: выбираем и подключаем самостоятельно автора Алексеев Виктор Сергеевич

Дизайн ванны и ванной комнаты В последние годы (2000–2005 гг.) в магазинах сантехники стали продавать ванны самых разнообразных цветов. У современных ванн эмалевое покрытие делается не только белого цвета, но и розового, кремового, небесно-голубого и иного. Акриловые ванны

Из книги Энциклопедия этикета от Эмили Пост. Правила хорошего тона и изысканных манер на все случаи жизни. [Этикет] автора Пост Пегги

КОМНАТЫ ДЛЯ ВАШИХ ГОСТЕЙ Привлекательная комната для гостейМожет показаться, что трудно превратить одну из обычных комнат вашего дома в удобную и уютную комнату для приезжающих к вам гостей, однако многие из предложений, приведенных в данном разделе относительно

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Частные комнаты Многие домовладельцы не создают в своих домах пансионы, а сдают постояльцам одну-две временно пустующие комнаты. Их можно арендовать через специальные агентства, офисы туристической информации или напрямую. Во многих странах едва выходишь из здания

Из книги Энциклопедия спецслужб автора Дегтярев Клим

Латвия: неуловимые шпионы из янтарной страны Система спецслужб страны включает:Бюро по защите Конституции (САБ);Полиция безопасности МВД;Служба военной разведки и безопасности МО;Служба анализа информации при премьер-министре.Полиция безопасности (ПБ)По утверждению

Из книги Полная энциклопедия домашнего хозяйства автора Васнецова Елена Геннадьевна

Украшение комнаты Комната, где будет проходить праздник, должна быть красиво украшена и хорошо освещена. Но слишком резкий, бьющий в глаза свет не способствует созданию уюта. Свет не стоит делать очень ярким, но в то же время места за столом не должны тонуть в темноте.

Из книги Энциклопедия домоводства автора

Из книги Тысяча и один совет по дому и быту автора Поливалина Любовь Александровна

Расположение банной комнаты Начнем, пожалуй, с планирования или, говоря другими словами, расположения ванной комнаты. Как правило, она находится рядом со спальней или кухней. Такое соседство определяется традицией. Интерьер, в котором ванная рядом с кухней, обусловлен не

Из книги Проклятые места планеты автора Подольский Юрий Федорович

Декоративные элементы ванной комнаты По вашему желанию ее ансамбль может быть дополнен различными декоративными элементами: стульями, столиками, ковриками, массажными кушетками, диванными подушками, цветами, панно, картинами, а также полочками, зеркалами, кольцами,

Из книги Кровати, диваны, канапе, тумбочки, столики и другая мебель для детской и спальни автора Подольский Юрий Федорович

Стили банной комнаты Стиль в значительной степени определяется отделочным материалом, декоративными элементами и различными ванными аксессуарами (полочками, ящичками, вешалками, сушилками и др.). По своему желанию вы можете придать ванной комнате любой стиль, используя

Из книги Супер Папа: краткий гид автора Кузнецов Виктор

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

Из книги автора

Из книги автора

Подготовка детской комнаты Главный вопрос, который волнует будущего папу, следящего за растущим в геометрической прогрессии животом супруги, состоит в следующем: как подготовить строго ограниченное количество квадратных метров совместного жилища к появлению

Из книги автора

Комнаты Александра III в Зимнем дворце В 1865 г. цесаревичем был объявлен великий князь Александр Александрович, который унаследовал от старшего брата не только его невесту, но и Аничков дворец, где он и поселился осенью 1866 г., после свадьбы. Поэтому у Александра III в Зимнем

История России знает три загадки, связанные с исчезновением отечественных произведений искусства.

Так, в XVI веке бесследно пропала библиотека Ивана № Грозного, уникальное собрание русской и иностранной литературы. В1812 году, покидая столицу Российской Империи, Наполеон Бонапарт захватил «московскую добычу», в основном предметы церковного обихода, похищенные в кремлевских храмах. А в 1941 году немцы вывезли из Екатерининского дворца Янтарную комнату. Пожалуй, больше всего гипотез и домыслов породило то, что могло произойти с нею после 1945 года.

Сегодня о существовании Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе знает абсолютное большинство грамотных людей. Однако мало кто из стоявших у истоков рождения этого чуда рук человеческих мог предположить, что Янтарной комнате уготована фантастически невероятная судьба быть в центре внимания многих поколений на протяжении трёх столетий.

О Янтарной комнате написаны сотни книг, тысячи статей и сняты десятки фильмов. Сама Янтарная комната пока не найдена, что, согласитесь, привносит в нашу историю очарование неразгаданной тайны. Конечно, результат всегда интересен, но процесс расследования ещё более увлекателен.

Ищут писатели, журналисты, режиссёры, историки, поисковики. Постепенно проблема Янтарной комнаты стала многогранной: в поиск включились политики, дипломаты, главы правительств и президенты, чиновники, полицейские, таможенники, разведчики, прорицатели и ясновидящие и, естественно, криминальные элементы.

Как всё начиналось

А начиналось всё замечательно. 300 лет тому назад прусский король Фридрих тщетно соперничал с французским коллегой Людовиком XIV, известным как «король-солнце». И чтобы перещеголять его, распорядился он сделать для дворца в Берлине Янтарный кабинет.

И вдруг у Фридриха I, прусского короля, возникает идея – превратить янтарь из материала для предметов мелких, бытовых в интерьер, в архитектуру, совершенно другую область.

В 1709 году Янтарный кабинет был торжественно открыт, а через две недели вся конструкция рухнула. Часть зеркал и панелей была уничтожена, а уцелевшие отправлены в Цейхгауз.

Через четыре года скончался Фридрих I. На престол вступил его сын – Фридрих-Вильгельм I, которого мало интересовали красоты дворца, а все свои сбережения он тратил на королевскую гвардию. Кроме того, он был чрезвычайно скуп и в 1716 году, когда в Берлин неожиданно пожаловал Пётр I, Фридрих-Вильгельм мучительно размышлял: что бы подарить могущественному русскому царю. Решение нашлось. В кладовке лежали никому не нужные янтарные картины. Пётр I уже видел их раньше, когда приезжал к отцу Вильгельма, и поразился янтарной диковиной. 13 января 1717 года груз с Янтарной комнатой прибыл в Петербург, о чём есть соответствующий документ.


Фридрих Вильгельм I

1743 год. Дочь Петра I, Елизавета Петровна, издаёт указ, в котором значится, что «кабинет Янтарный для убирания в Зимнем доме покоев, в коих я, Императорское Величество, жительствовать имею соизволить, принять и оборудовать». Елизавета Петровна постоянно думала о «великости нашего императорского достоинства» и окружала себя роскошью: новыми дворцами, не смущаясь предстать перед публикой в образе мифической Флоры, и затем решила, что ей нужен загородный дворец в Царском Селе.

В значительной степени заслуга создания янтарного чуда принадлежит графу Бартоломео Растрелли.

Интересно, что Растрелли имел гораздо большее помещение, чем кабинет Фридриха, и он впервые ввёл мотив зеркальных пилястр. Казалось, что весь зал украшен янтарём. Важной декоративной деталью Янтарного кабинета были мозаики, которые Елизавета Петровна получила в подарок. Но беда в том, что рам было всего три, а четвёртой рамы недоставало. Фридрих Великий, узнав об этом, немедленно заказал раму данцигским мастерам и торжественно преподнёс Елизавете Петровне с соответствующими стихами, в которых отмечались воинские достоинства Елизаветы Петровны. Боевые подвиги были явно преувеличены. Елизавета Петровна растрогалась и уплатила мастеру Зуру за старания 500 рублей.

С тех пор на протяжении 200 лет Янтарная комната оставалась такой, как её сделал Растрелли.

Елизавета Петровна.
Дальнейшая судьба Янтарной комнаты

Но дальнейшая судьба шедевра складывалась печально. В мае 1820 года комнату едва не уничтожил пожар, после которого за ее реставрацию взялись Турау и Роггенбург; в 1830 и 1897 годы ее снова реставрировали.

При советской власти Царское Село переименовывается в город Пушкин, Екатерининский дворец становится музеем. Вплоть до начала войны предпринимались неоднократные безуспешные попытки реставрации. Комната находилась в плачевном состоянии, при попытке начать демонтаж кусочки янтаря осыпались, а деревянная основа трескалась и деформировалась.

17 сентября 1941 года в четыре часа дня в Пушкин вошли немецкие войска. Екатерининский дворец был разрушен и разграблен. От полного уничтожения Янтарную комнату спасло только прибытие лиц, ответственных за пополнение музеев рейха, - капитана Поенсгена и графа Солмс-Лаубаха. Комната была демонтирована, упакована и на 27 грузовиках отправлена на станцию Северная, откуда ее по железной дороге переправили в Кенигсберг …

Возникает вполне закономерный вопрос: почему с 22 июня по 17 сентября 1941 года комната не была эвакуирована в тыл?

32 тысячи предметов из экспозиции Екатерининского дворца всё-таки успели вывезти в тыл, а самый дорогой экспонат почему-то оставили. Ведь у сотрудников музея было почти три месяца для демонтажа и эвакуации, в то время как семеро немецких солдат смогли ее демонтировать всего за 36 часов. Существует ряд обстоятельств, в силу которых уникальное произведение искусства осталось в Екатерининском дворце.

Лариса Бардовская (заместитель директора Государственного музея-заповедника «Царское Село»):

«А Янтарная комната – это особый случай, потому что она осыпалась. И когда приступили к её демонтажу, стали осыпаться мозаики».

Фото: Павел Маркин

Я нтарь – действительно достаточно хрупкий материал. Но комнату постоянно реставрировали. Её первая починка состоялась ещё в середине XVIII века и обошлась императорской казне в 75977 рублей – это огромные по тем временам деньги, на них можно было купить несколько имений. Все дальнейшие реставрации тоже вылились в круглую сумму. Поэтому с трудом верится, что янтарные панели износились так серьёзно.

Восьмое чудо света – так называют Янтарную комнату во всём мире. 224 года простояла она в России. И, без сомнения, простояла бы и до наших дней, если бы не война, которая в сентябре 41-го года разорила Екатерининский дворец.

Так почему же советским властям не хватило целых трёх месяцев для того, чтобы спасти уникальную реликвию? А шесть немецких солдат под руководством унтер-офицера за 36 часов размонтировали Янтарную комнату, уложили панели в ящики и спокойно отправили всё это в Кёнигсберг.

Вследствие наступательной советской военной доктрины планы эвакуации стояли на самом последнем месте и как возможный вариант развития событий не рассматривались.

Так или иначе, Янтарная комната отправилась в Кенигсберг, город, в котором она уже бывала и где началась гораздо более драматичная страница ее судьбы. Переименованная нацистами в «достояние немецкой нации», Янтарная комната вплоть до 1944 года хранилась в Кенигсберге, пока советские войска не вступили в Восточную Пруссию.


Советское подразделение в уличном бою в Кенигсберге.

28 августа 1944 года, во время налета английской авиации, королевский замок, где в подвалах хранилась демонтированная и упакованная Янтарная комната, был полностью сожжен.

После взятия Кенигсберга руководство комиссией по вывозу ценностей было поручено профессору Александру Брюсову, искусствоведу и историку — брату известного поэта Валерия Брюсова. Ему было поручено отыскать спрятанные в Кёнигсберге похищенные советские ценности. Профессор был археологом, не знал, с чего начать, и не имел ни малейшего представления, как выглядит Янтарная комната.

Главное действующее лицо драмы – доктор Альфред Роде – вообще Брюсова не интересовал до тех пор, пока Роде сам не явился к нему. Но не для того чтобы сообщить о Янтарной комнате, а чтобы наняться на работу и получить продовольственные карточки. А лишь спустя некоторое время Роде показывает Брюсову бункер, где оказалось кое-что из похищенного. А по поводу Янтарной комнаты Роде заявил, что она сгорела во время налёта, и показал Брюсову груду обгоревших остатков.

Профессор с готовностью поверил и составил акт о том, что Янтарная комната сгорела. Доктор Роде сразу же куда-то исчез, а однажды профессор Брюсов прогуливался по вечернему городу и увидел Роде, который жёг какие-то бумаги. Однако Брюсов, который никуда не торопился, читать сразу документы не стал, и напрасно… Это оказалась переписка доктора Роде с самим фюрером.

Трижды приходили приказы с требованием доставить Янтарную комнату в Берлин, но доктор Роде находил всё новые поводы удержать комнату в Кёнигсберге. И вот уже в конце 44-го года он отвечает Гитлеру:

1. Железные дороги перерезаны красными;
2. Морем отправить не рискуем, оно активно контролируется противником;
3. В воздухе постоянно висит авиация красных.
Даю государственную гарантию, что Янтарная комната хранится в достаточно надёжном месте – в третьем ярусе бункера, вход замаскирован.
Хайль Гитлер!
Роде, директор.

Осталось выяснить, о каком бункере идёт речь. Стали искать Роде и нашли только справку о том, что Роде и его жена скончались в декабре 1945 года от дизентерии в этой больнице.

В 1946 году Анатолий Кучумов – тот самый, который отвечал за эвакуацию музея Царского Села – узнаёт, что профессор Брюсов считает Янтарную комнату сгоревшей, и немедленно отправляется в Калининград вместе с искусствоведом Станиславом Трончинским. Приехав, они исследовали зал Королевского дворца, где якобы были обнаружены остатки Янтарной комнаты.


Руины королевского замка в Кёнигсберге, где в 1944 г. последний раз экспонировалась пропавшая Янтарная комната. Снимок 1946 г. Фото: РИА Новости

Сразу же были найдены три мозаики, которые действительно побывали в огне. Странно, что их не заметил профессор Брюсов. При попытке взять в руки, мозаики рассыпались, ибо камень перегорел. Никаких других следов сгоревшей Янтарной комнаты Кучумов не обнаружил – обязательно остались бы куски оплавленных зеркал и янтаря. Версия гибели Янтарной комнаты в огне не подтвердилась, что позже признал и профессор Брюсов.

Цепочка исчезновений всех фигурантов

Одновременно с поисками янтарной комнатыодин за другим происходят несчастные случаи с лицами, участвующими в поиске Янтарной комнаты.

Директор Прусского музея доктор Альфред Роде, крупнейший знаток музейных редкостей, скоропостижно скончался вместе с женой, Эльзой Роде, от «кровавой дизентерии». При вскрытии их могил на кладбище Святой Луизы тела обнаружены не были…Подполковник Пауль Энке, крупный чиновник министерства внутренних дел ГДР, умер при невыясненных обстоятельствах в Берлине… Майор Иван Курица, следовавший на встречу с важным свидетелем, погиб в пути: натянутой поперек дороги проволокой ему срезало голову. Свидетель, с которым он так и не смог встретиться, был задушен…

Эти и множество других смертей составили загадочную цепочку убийств в процессе поиска уникального шедевра. До сих пор не утихают споры о том, куда же исчезла Янтарная комната, сгорела ли она во время бомбежки английской авиации в ночь с 27 на 28 августа 1944 года или до сих пор хранится в одном из немецких бункеров.


Янтарная комната до войны
Любопытный факт

Одна из школьных подруг господина Роде встретила его на следующий день после бомбардировки Кёнигсберга. Он был бледен, пришёл незадолго до неё, и она спросила: «А как же Янтарная комната?». Его ответ: «Всё кончено, всё кончено…»

– Я была так испугана, и он сказал мне: «Я покажу вам её». И повёл меня в подвал напротив ресторана. Мы шли по пеплу, вниз по лестнице. Ужасно пахло гарью. Там была масса, похожая на мёд, из которой торчали куски дерева.

Однако Янтарная комната не сгорела во время этих пожаров. Это же подтверждает и сам Роде.

2 сентября 1944 года он докладывает в Берлин, что Янтарная комната осталась неповреждённой, кроме шести цокольных пластин.

Существует пять основных версий исчезновения Янтарной комнаты.

Первая версия. Тайник в Калининградской области. Начатые многочисленными кладоискателями-одиночками, представителями различных организаций, поиски были официально прекращены лишь в 1984 году. Во время поисков были исследованы более 250 предполагаемых мест ее нахождения, но ни в одном она не была найдена. Во время многочисленных раскопок также не была подтверждена версия о гибели комнаты при бомбардировке в августе 1944 года.

Вторая версия. Кабинет был эвакуирован из Восточной Пруссии и доставлен в Германию, а оттуда - в Южную Америку. Предполагается множество мест, где он может находиться.

Третья версия. Ящики с бесценным грузом были вывезены в Западную Пруссию и закопаны на территории нынешней Польши. Один из польских ученых, Ян Гох, располагает свидетельствами очевидцев и историческими документами, которые ясно показывают, что Янтарная комната была спрятана гитлеровцами на территории населенного пункта Даргобондз.

Четвертая версия. Шедевр был разобран на части, вывезен в центральные земли Третьего Рейха и надежно спрятан в тайных депозитариях. Возможно, в дальнейшем комната была передана с секретными архивами представителям армии США.

Пятая версия. Существует предположение, что комната может находиться на территории бывшего СССР, куда она была вывезена после взятия прусской крепости. Но эта версия наименее правдоподобна, так как на поиски и восстановление Янтарной комнаты Советским Союзом были потрачены огромные средства.

Чуть более десятилетия назад обновленная копия Янтарной комнаты заняла свое почетное место в Царском Селе. Официальное открытие состоялось 31 мая 2003 года, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. На церемонии присутствовали президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер.

Итак, тайна подлинной Янтарной комнаты так и осталась неразгаданной, а на ее копию вновь может полюбоваться любой желающий. Однако споры вокруг таинственного исчезновения уникального шедевра не утихают, а поиски продолжаются до сих пор…

Ну а совсем недавно Первый канал показал фильм — расследование в двух частях — об исчезновении Янтарной комнаты. Была проделана серьезнейшая работа, но уж больно предсказуемая получилась концовка:

«Ответить на вопрос: «Где эти хранилища?» — своими силами мы не сумели. Видимо, наш поиск дошёл до того этапа, когда продолжать его нужно уже на государственном уровне.

Мы теперь знаем весь путь Янтарной комнаты. Показать её вам, по определённым причинам, не можем. Правда, знатоки утверждают, что копия значительно лучше оригинала, хотя это совсем не означает, что справедливость не должна быть восстановлена!»


Царское село, Санкт-Петербург




Русское название янтаря происходит от литовского слова «гинтарас», что дословно значит «защита от болезней». В Древней Руси зажиточные люди надевали на нянек и кормилиц нити, унизанные янтарем, чтобы защитить своего ребенка от сглаза. В Германии вплоть до Второй мировой войны маленьким детям на шею повязывали янтарные бусики, чтобы у них безболезненно росли крепкие и здоровые зубы. Считается также, что янтарь дает своему владельцу импульс творчества, укрепляет физические силы, веру, поддерживает оптимизм и бодрость. Может быть, и Янтарная комната окажется панацеей от всех проблем, которые не были решены в прошлом или встанут в будущем, во взаимоотношениях между Германией и Россией.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .